Как лошадь из маленькой сцены фильма «Афоня» стала символом тяжелой женской доли, хотя замысел режиссера был совсем другим

Оказывается Георгий Николаевич Данелия был не только великолепным режиссером, но и неплохим писателем. Он написал около 18 книг, но сегодня хотелось бы заострить внимание лишь на одной, а именно — на автобиографической книге «Безбилетный пассажир». В ней Данелия описывает моменты из своей жизни и рассказывает о съемочном процессе своих ранних фильмов. Во многом эта статья и будет построена на основе воспоминаний Георгия Николаевича.

Однажды на съемках фильма «Афоня» режиссер столкнулся с проблемой. В сценарии было прописано, как главный герой картины, а именно Афанасий Борщов, приходит в гости к Кате Снегиревой. За чаепитием он задает девушке вопрос: — «Катерина… пошла бы за меня замуж?»

Следом должна была идти сцена «Афоня просыпается в комнате Катерины», которую необходимо было снять на фоне рассвета. По задумке создателей мимо дома Кати, при красивом пейзаже утренней природы, должна была пройти пара счастливых молодоженов.

Данелия планировал заложить в новобрачных глубокий символизм. Они олицетворяли бы собой надежду на то, что Афоня наконец изменится, остепенится и возьмет в жены влюбленную девушку.

И вот, за полчаса до начала съемочного процесса внезапно выяснилось — свадебное платье невесты оставили в Москве. Георгий Николаевич хотел снимать просто пейзаж, но оператор Сергей Вронский увидел лошадь, волокущую за собой телегу. Недолго думая Вронский предложил режиссеру снять лошадь. Данелия согласился, тем более из-за отсутствия платья снимать невесту было невозможно.

После монтажа многие коллеги на «Мосфильме» находились в восхищении от творческой задумки Данелии. Первой, кто обратил внимание на лошадь, была Рита — супруга художника Левана Шенгелия.

Она сказала: — «Потрясающе придумал. Как это точно!»

Данелия настороженно спросил: — «Что точно?»

— «Лошадь! После предложения руки и сердца идет лошадь. Катя, как и она, будет всю свою жизнь тащить на себе груз нищеты и пьяного хамства. Правильно?»

Георгий Николаевич не стал объяснять и просто согласился. Спустя год режиссер вместе с фильмом поехал в Лос-Анджелес. Там, в большом зале, рядом с ним сидел Рубен Мамулян — классик американского и мирового кино. Когда показали Лошадь весь зал начал аплодировать.

Уже после просмотра Данелия обратился к Мамуляну с вопросом: — «Почему аплодировали, когда появилась лошадь?»

Рубен с усмешкой ответил: — «Американцы не такие тупые, как написано в ваших газетах. Тут нечего понимать. Главный герой спрашивает: «Ты выйдешь за меня замуж?» А после — лошадь с телегой. Значит замужем за ним она будет как эта лошадь. Я прав?»

Оцените статью
Как лошадь из маленькой сцены фильма «Афоня» стала символом тяжелой женской доли, хотя замысел режиссера был совсем другим
— Слушай ты, кормилец, да если я перестану продукты покупать, ты тут с голоду на стены лезть начнёшь