С самого рождения она была не нужна собственной матери. Недолюбленная и закомплексованная, Мария Каллас всегда пыталась заслужить любовь, сначала родительскую, потом мужскую. Мужа она интересовала только как певица, а не как женщина. Любимый Аристотель Онассис, ради которого она готова была на всё, предал её и женился на другой.
Великая оперная дива, равной которой не было, лишилась своего божественного голоса и умерла в полном одиночестве, так и не познав счастья. Почему же так вышло?
Ранние годы Марии Каллас
Мария Каллас, урождённая Мария Анна Сесилия София Калогеропулос, появилась на свет 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке. Она была дочерью греческих эмигрантов. Родители мечтали о сыне и когда родилась девочка, их разочарованию не было предела.
Старшая дочь у них уже была. Мать была абсолютно к ней равнодушна. Отец был более добр. Поэтому для Марии стал трагедией развод родителей. Ей было 13 лет. Мать решила вернуться на родину, в Грецию, а девочка безумно скучала по отцу.
Жили они очень бедно, но несмотря на своё отношение к младшей дочери, именно мать стоит благодарить за то, что невзрачная девочка стала самой блистательной оперной дивой XX века.
Евангелия Димитриаду видела талант Марии и сделала всё для того, чтобы дочь могла учиться в Афинской консерватории у сопрано Эльвиры де Идальго. Идальго называла свою юную ученицу «феноменом» и говорила, что «она может всё».
Каллас пела во время оккупации Афин нацистскими и итальянскими войсками во время Второй мировой войны, когда 300 000 афинян умерли от голода. Она пела, чтобы жить. Её голос спас много жизней. Она прятала у себя дома британских солдат и когда фашисты пришли к ней с обыском, она спела им арию из «Тоски». После этого солдаты просто забыли зачем пришли и британцы спаслись.
«Божественная»
После войны стремительно начало возрождаться искусство и Мария Каллас блистала на сцене. После роли в «Джоконде», Каллас стали называть «La Divina» или «Божественная». Тогда же она встретила Джованни Баттиста Менегини. Этот мужчина впоследствии стал не только её менеджером, но и мужем.
Он был намного старше, но Мария любила его. В нём она видела не только мужчину, который высоко ценил её, берёг и опекал, но и отца. Именно отеческой заботы ей так не хватало всю жизнь и Менегини дал ей это.
Каллас покорила сначала всю Европу своим невероятным голосом, а в 1954 году состоялся дебют в Америке. Залы были переполнены, все хотели услышать «La Divina». У Марии был абсолютно уникальный, огромный диапазон голоса. Её драматическое сопрано имело особый оттенок.
Каллас великолепно вживалась в любую роль и умела как никто находить те тонкие, эмоциональные нюансы во фразах, которые соответствовали её тембру. Каждое её выступление становилось неким волшебством.
Почему Мария Каллас потеряла голос?
В 1960-х годах культовый диапазон Каллас неожиданно начал давать сбои. Иногда она не могла брать высокие ноты и не знала почему, когда за день до этого или после — всё получалось. Приходилось отменять выступления. Критики и поклонники были безжалостны.
Газеты пестрели заголовками о том, что Каллас — теперь лишь тень самой себя, а бывшие обожатели уходили прямо посреди концерта, говоря, что лучше послушают её записи. Высокая планка, заданная Марией самой себе, теперь стала непреодолимой. Свою последнюю оперу великая дива исполнила в июле 1965 года, когда ей был всего 41 год.
По поводу того, почему Мария Каллас потеряла голос, существует несколько теорий. Первая из них — это работа на износ. Стремительный взлёт Каллас совпал с появлением долгоиграющих пластинок. Новая технология записи привела к революции в домашнем прослушивании музыки и всплеску интереса к опере, в которой Каллас не было равных. Только стоило это ей очень дорого.
Некоторые типы пения звучали на пластинках лучше, чем другие и она искала больше нюансов, которые хорошо звучали бы на записях. Каллас укрощала и утончала свой голос до такой степени, что это в конце концов просто стало его убивать. Кроме того, она пела слишком много, абсолютно не жалея себя.
Другой причиной многие считают экстремальное похудение. Каллас всегда была склонной к полноте и боролась со своим телом всю жизнь. Между 1953 и 1954 годами она очень сильно похудела. Мария мечтала быть похожей на Одри Хепбёрн. Сброс веса был очень резким, а методы очень неразумными. По словам докторов, это могло тоже поспособствовать потере голоса.
Самой главной причиной современные специалисты считают диагноз, который Каллас поставил её лечащий врач лишь в 1975 году. Эта болезнь имела странные симптомы: иногда певица теряла равновесие, иногда наступало внезапное ухудшение зрения. Доктора считали её склонной к драме истеричкой. Тем временем дерматомиозит (редкое заболевание соединительной ткани и гладкой мускулатуры) прогрессировал.
Чтобы облегчить своё состояние, Мария обратилась к сильнодействующим медицинским препаратам. После приёма лекарств она могла петь, чувствовала себя хорошо. Но со временем она стала зависимой.
Любовь без счастья
Мария была нежно привязана к своему супругу, но он не давал ей того, в чём она так остро нуждалась. Он боготворил её как певицу и при этом был абсолютно равнодушен как к женщине.
Когда в 1959 году Каллас познакомилась с судоходным магнатом Аристотелем Онассисом, ей показалось, что вот оно — настоящее счастье. Она бросилась с головой в этот омут, даже развелась с мужем. Менегини в отместку обобрал певицу до нитки.
Счастье с Онассисом продлилось недолго. Он бросил оперную диву ради Жаклин Кеннеди. Аристотель никогда не предлагал Каллас выйти за него замуж, а на Жаклин женился, не задумываясь.
Многие поклонники великой певицы считают, что Каллас потеряла голос после того, как Онассис разбил ей сердце. Именно после этого у неё начались проблемы с пением.
Мария становилась всё слабее, её тело постепенно сдавалось. Таблетки не помогали. Сердце Каллас остановилось 16 сентября 1977 года. Ей было всего 53 года.
Наследие великой оперной дивы
В то время, когда только восходила звезда Марии Каллас, в моде были «чистые, ангельские голоса, подобные голосу Ренаты Тебальди».
Мария возродила сложный стиль бельканто XVIII века, который так любили такие композиторы, как Россини, Доницетти и Беллини. Когда она только начала работать в Италии, её сначала не оценили, считая её голос тяжёлым и некрасивым. Но она смогла всех влюбить в своё исполнение.
Каллас всю себя отдавала опере. Она оказала огромное влияние на развитие этого жанра. Когда она стала терять голос, то прекратила выступать. Дива хотела, чтобы её запомнили такой, какой она была на пике карьеры. Однажды Мария сказала: «Я не ангел и не притворяюсь таковой. Это не одна из моих ролей. Но я и не дьявол. Я женщина и артистка, и я очень хотела бы, чтобы меня так и оценивали».