Как одевали русских цариц

В царском тереме светло и раздается женский смех. Молодая царица со своими подругами золотыми нитями расшивают нарядный летник. Самые лучшие шелка разложены в горнице, а в шкатулках жемчуга для вышивки и разноцветные мотки нитей для узоров.

Наряд царицы должен быть самым нарядным и роскошным. Дорогие узорные ткани привозили из-за границы. Купцы везли шелка и бархат, парчу, янтари, лучший лен тончайшей выделки.

Ткани были так дороги, что даже после смерти своей владелицы или владельца, продолжали служить наследникам. Одежду перешивали, переделывали, шили церковные ризы, детскую одежду, украшали мебель. Каждый локоть ценной материи служил до последней ниточки. Потому так мало сохранилось царских одежд.

Множество роскошных одежд на царице производили на послов неизгладимое впечатление. «Отраден для взора был наряд этой царицы. Никакой человеческий ум ни в силах представить, каким количеством драгоценных украшений была обрамлена ее голова» — писал один из спутников греческого патриарха в 1589 году.

Жена царя Федора Ивановича, Ирина Федоровна предстала перед послами в «большом уборе»:

«На ней было длинное, ниспадающее к ногам одеяние, сделанное из бархата с удивительным искусством, и дивно унизанное драгоценнейшим жемчугом, а посреди – драгоценными каменьями, топазами, геммами и карбункулами червленого цвета. А на одеяние ее была наброшена накидка, имевшая очень простой вид, …., но бывшая в действительности, бесценной… по разнообразию выделки и тончайшей работе, которую никто не мог бы описать, так и по множеству покрывавших ее еще более горящих карбункулов, круглых жемчужин, сапфиров, гемм, Самоцветов и адамантов. … Все это мы видели своими глазами и все это лишь малая часть царской сокровищницы!»

Цвета предпочитали яркие — красный, оранжевый, жёлтый, малиновый. Тёмные тона носили в дни траура или поста.

Наряд царицы был многослойным и сложным. Под верхним платьем или накидкой пряталось еще от трех слоев одежды. Из чего же он состоял костюм русской царицы?

Прежде всего государыню облачали в нижнюю рубашку из тонкого льна.

верхняя рубаха с рукавами десять локтей, кадр из ролика «Облачение царицы» с сайта Музеи Московского кремля, ссылка в конце статьи

После надевали еще одну рубашку из шелка. Эта верхняя рубаха называлась «красная рубашка». Красная, не потому, что красного цвета, а потому что красивая, нарядная. У такой рубахи были очень длинные рукава в десять локтей.

Их собирали складками, а на запястья надевали драгоценные опястья (или зарукавья). Этот предмет можно сравнить с широкими узкими браслетками из плотной ткани, расшитой вышивкой и жемчугами.

Красную рубаху обязательно подпоясывали. В такой одежде царица могла ходить по своим покоям, но показаться посторонним было нельзя. Как раз в такой одежде царица занималась всеми делами в тереме – вышивала, занималась детьми, возможно училась и читала, писала письма. Для молитвы, обеда или ужина, выхода со своей женской половины нужно было облачиться в дополнительный слой одежды.

Что это могло быть? Я использую для иллюстрации фотографии гостей на историческом бале-маскараде 1903 года, поскольку самые лучшие из них изготавливали в соответствии с историческими прототипами, а сохранилось очень мало одежды старо-русских времен.

исторические женские костюмы на бале-маскараде 1903 года, девушки в телогрях. Телогрея могла быть длинной или короткой.

Телогреей называли распашные одежды, застегивающиеся на множество красивых и дорогих пуговиц. Пуговицы служили еще и оберегом, как и опястья. Они и названы «пуговицы» от слова «пугать».

Охабень царицы Евдокии Лопухиной и царица Мария Ильинична (жена царя Алексея Михайловича). На ней тоже охабень, но его закрытая разновидность

Охабень – летняя распашная одежда без застежек, ее могли накинуть на телогрею или летник.

Когда императрица Екатерина II ввела при дворе моду на «русское платье» в основу его лег именно охабень с его длинными распашными рукавами, такими узкими, что руку вставить туда было невозможно. Чисто декоративный элемент.

летник, реконструкция по изображениям XVII века

Летником называли длинное не распашное платье с широкими рукавами. Это был очень популярный вид одежды и у первой жены Петра I, царицы Евдокии Лопухиной, в гардеробе было 56 летников.

А вот шубка, это совсем не та шубка, о которой вы подумали. Не меховая и красивая накидка, а длинная одежда с откидными рукавами. Шили шубку из плотных и тяжелых тканей – парчи, бархата, тафты. Конечно мех мог присутствовать в отделке шубки, но были и просто шубы в привычном нам понимании.

Для торжественных выходов царицы одевали «платно», особый вид царской одежды с широкими рукавами. Именно в таком платно увидел греческий посол царицу Ирину Федоровну. В таком типе одежды предстала последняя русская императрица Александра Федоровна на историческом балу 1903 года.

Волосы царицы обязательно должны быть прибраны. Нельзя замужней женщине показаться простоволосой. Сперва все волосы прятали под волосник: сеточку для волос на широком основании. Царицын волосник плели из золотых нитей и украшали каменьями. Волосы царицы мог видеть только муж.

Поверх волосняка накидывали платок из тончайшего шелка, расшитый речным жемчугом. А уже на платок надевали кику – головной убор замужних женщин на Руси. К кике крепили драгоценные подвески. Шей царицы покрывали ожерельем.

На плотной основе вышивали золотыми нитями и драгоценными камнями, самоцветами и узорами.

Оцените статью