Как старый журнал с чердака помог режиссеру Гайдаю создать знаменитое трио Никулин, Вицин и Моргунов

Советское кино. Включаешь – держись, охватывает ностальгия. Досмотрел до конца – как попал на интересную экскурсию – много того, что ранее не подмечал. Изучаешь историю создания фильма, и поразительная вещь: появление фильма – абсолютная случайность.

1961 год. Миллионы людей разных республик СССР приходят в единый восторг от приключений одной забавной троицы актеров в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс», а как она появилась?

Начнем с актеров

Каждый фильм Леонида Гайдая, да и Эльдара Рязанова, – это длинная вереница актеров на кинопробы. Если бы тогда было как сейчас, и в кинокомедиях «Джентльмены удачи», «Мимино», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

играли бы одни и те же актеры…, за судьбу тех фильмов я не ручаюсь. Но режиссерами двигала, не поверите, романтика, они искали, искали и искали… Сегодня трудно представить, сколько актеров заменили перед утверждением на роль.

И в этих спорах режиссеров со своими худсоветами тоже обнаруживается немалая доля романтики.

Особенно невероятными оказались кинопробы на фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Зато герои короткометражки в миг стали любимыми героями советского кино в наипростейшем сюжете.

… Вместо Никулина, Моргунова и Вицина зрители должны были увидеть совершенно других актеров. Да что там говорить, фильм вообще чудом вышел на экраны, после жестоких провалов в кино Леонида Гайдая, и еще благодаря… чердаку.

«Кто старое помянет, тому глаз вон»

В конце 50-х режиссер снял сатирическую комедию «Жених с того света» — ее забраковал худсовет . Нам, в Советском Союзе только женихов с того света не хватало, да, товарищ Гайдай?

Гайдай сделал вторую попытку — историко-революционный фильм «Трижды воскресший». Ну, мы понимаем важность и злободневность тематики героизма советских людей, но трижды воскресший – это уже перебор, да, товарищ Гайдай?

Полагаю, Гайдай придерживался олимпийского правила прыгунов в высоту, и готовился к третьей — решающей попытке. Взял тайм-аут, уехал в отпуск, в деревню к родителям, и на чердаке их дома обнаружил не «хухры-мухры», а фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», где наша, ответственная советская собака не дает трем браконьерам «браконьерничать».

Гайдай загорелся этой идеей, наверное, это последний шанс, ну хотя бы дали короткометражку…

Пишет сценарий, придумывает троице клички — Трус, Балбес, Бывалый, и получает свой шанс снять на «Мосфильме» короткометражку.

Оставалось самое малое :))… найти ИХ, актеров.

И снова про актеров…

Основные претенденты на роли в фильме были куда более известны, чем те, кто снялся в итоге. Представьте сегодня вам скажут: Сергея Безрукова заменили на неизвестного актера эпизодов, – да это невозможно!

На серьезные забеги по «пересеченной местности» претендовали: Трус – 43-летний Георгий Вицин, с которым уже было фиаско в «Женихе с того света», Бывалый – любимец всей страны и главный, на кого в фильме делалась ставка – 61-летний Михаил Жаров (в итоге, по совету руководителя киностудии Ивана Пырьева, утвердили малоизвестного 33-летнего актера Евгения Моргунова), Балбес – претендендовал 48-летний Сергей Филиппов (его стиль игры – это Киса Воробьянинов у того же Гайдая).

Филиппов нравился худсовету, но актер разрывался на съемках и не успевал.

И Вицын рассказал Гайдаю, что есть один клоун в цирке на Цветном бульваре, Юрий Никулин, который внешне, по словам Георгия Михайловича, «напоминает глисту». Гайдай такой рекомендацией был заинтригован», ну время романтиков, что поделать.

Гайдай пригласил клоуна на пробы, и точка в выборе актера была тут же поставлена: «Никулин — вылитый Балбес!»

Золотой фонд Советского кино. Романтика Советского кино. «Барбоса» закупили более 100 стран мира, «Самогонщиков» — чуть меньше , 68 стран (при том, что варить самогон у нас запрет). Сегодняшние звезды могут постоять в сторонке.

Конечно, отдадим дань мастерству тех, кто не прошел на эти роли. Они бы играли так: М. Жаров КАК в фильме «Чужой бумажник» (1961), С. Филиппов КАК в фильме «Не имей 100 рублей» (1959).

И Жаров, и Филиппов — замечательные русские актеры. Но скажем прямо, Моргунов больше похож на «алкаша», чем Жаров, а Никулин более хулиганистый, чем Филиппов, которому можно играть скорее алкаша-одиночку, монтера «дядю Федю» из ЖЭКа.

Творческая интуиция у Леонида Гайдая была превосходна. Дело там не доходит до гиперреализма, основанного на ложной реальности.

Здесь с реальностью все в порядке, но утрированно комедийное поведение героев показывает, что они сами иронизируют над своими персонажами. Перед нами незамысловатый прием гиперболы.

И работали настолько от души, что режиссёр Гайдай в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» сыграл медведя в шкуре, которую ему из цирка принес Никулин( потом эпизод был вырезан).

«Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди»

А как сегодня бы выглядела троица, когда режиссеру нужно дружить с сильными мира сего, иначе денег не видать; брать на роль «раскрученных» представителей тусовки, иначе смотреть кино не будут. Замкнутый круг серости.

Посмотрите, кого зовут в сериалы. Одних и тех же. Ну во-первых, Безруков (без него уже никак) сыграет любую роль, от Мухи-Цокотухи до супермена, далее Миронов, глубина больше, но всегда правильный, даже если роль этого не предусматривает, далее Куценко, нарушитель всяких правил, и это ему сходит с рук, далее Дюжев, его герои всегда приторможенные, а это уже смешно, продолжать или нет?

Они не подходят, – скажет скептик. Да это неважно, зато прикольно, – ответит ему эмансипированный современный зритель. Ну худо-бедно, троица выглядела бы примерно так. «Балбес» – Фоменко, «Трус» – Куценко, «Бывалый» – Безруков.

Как посмотрели бы на это Никулин, Вицин и Моргунов? Наверное так, как на картинке.

Возвратимся к началу…

Почему тогда, в 1961-м можно было достать с чердака старый журнал, найти фельетон, написать сценарий и прийти на киностудию снимать фильм?

Почему в 21 веке так не делают (проще взять некогда успешный фильм и искромсать его в ремейке)? Зачем эта бесчестная игра на зрительском чувстве ностальгии?

На самом деле, аудитория собирается на афишу. В этом случае фильм привлечет рекламу, а реклама – заработок создателям ремейка. Будете вы досматривать фильм или нет, не важно.

Будете смеяться или нет , не важно. Будут задето ваше чувство уважения к режиссерам и актерам советского времени или нет, не важно.

Что же было в Советском Союзе, а сегодня потеряно?

Романтика. Была романтика. И время было романтиков, а особенно в кино. Поэтому и лезли на чердаки. Посмотрите «Вертикаль» с Высоцким, снимали реальных людей с реальными характерами.

Посмотрите «Семнадцать мгновений весны» – во время съемок бездомный пес подходит к актеру Вячеславу Тихонову, тот гладит пса, и режиссер кричит снимаем.

Почему сегодня так не получается? Ответ очевиден, нет романтики, ее заменили на прагматизм, расчет, подсчет и понты. А может все от того, что давненько не перечитывали мы пушкинского «Моцарта и Сальери»:

— Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр

презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

«Что совой о пень, что пнём о сову, а всё одно – сове больно»

История создания короткометражки «Пес Барбос…» показывает путь создания шедевра.

Он должен быть интересен тем, кто «трудится» над низкопробными фильмами, сериалами, сиквелами, а особенно ремейками, такими как «Ирония судьбы…», «Кавказская пленница», «Служебный роман» и т.д. и т.п..

В конце небольшой пример.

2006. Эльдар Рязанов зачем-то снял вторую «Карнавальную ночь» и сыграл в ней самого себя. По сюжету он приезжает в ДК снимать новогодний фильм. Директору Кабачкову (Сергей Маковецкий) он не нравится.

Но организаторы постановки Алена Крылатова (Алена Бабенко) и Денис Колечкин (Сергей Безруков) и решают помешать планам директора.

Оцените статью
Как старый журнал с чердака помог режиссеру Гайдаю создать знаменитое трио Никулин, Вицин и Моргунов
Примадонна поставила достойный памятник. Как выглядит последнее пристанище Барыкина