Как жил и уходил Игорь Васильев, сыгравший Шлоссера в «Варианте Омега». Вид могилы

Он походил скорее на прибалта, чем на Ваню с Пресни, извините за выражение.

Немудрено, что его рафинированный, породистый внешний облик эксплуатировался постановщиками, так сказать, и в хвост и в гриву.

Хотя чего уж там греха таить, даже его персонажи со знаком минус умны, начитаны и где-то даже вызывают симпатию.

А появился на свет Игорёк в столице нашей Родины за три года до начала справедливой и священной Великой Отечественной у папы знатного зодчего и мамы, которая являлась домохозяйкой просто от Бога.

Родители кропотливо прививали мальчишке любовь к искусству, и с некоторых пор в музыке, литературе, живописи он стал разбираться просто прекрасно.

Их квартиру украшали несколько книжных шкафов с прекраснейшими изданиями, и немудрено, что чтение являлось одним из любимых занятий Игоря.

Как вашего покорного слугу его постоянно врдили на художественные выставки, на театральные спектакли, в концертные залы.

Немудрено, что школьная художественная самодеятельность пройти мимо нашего целеустремленного героя не могла -да и то сказать, об актерстве он мечтал с младых ногтей.

Уйдя со школьного двора, Игорь направляет стопы в Школу-студию МХАТ, обучается на сильном курсе Александра Карева и находится там на хорошем счету.

Когда диплом ВУЗа оказался в кармане у новоявленного артиста, он вливается в труппу родного Художественного театра, в котором, правда служил лишь пару сезонов.

Через пару лет, в 1963-м, Игорь перемещается с «отколовшейся» в силу некоторых причин частью коллектива в новоявленный «Современник», где он выходил на сцену до 1970 года. Замечу, что с худруком храма искусств Олегом Ефремовым артист скорешился не на шутку.

И когда в 1970 Олег возвратился к исполнению обязанностей главного во МХАТ, за тем двинулся и Васильев. А в общей сложности 37 лет отдал замечательному детищу Станиславского и Немировича-Данченко наш герой.

Театралы стали о нем говорить после мастерски исполненной им роли Чанса Уэйна в «Сладкоголосой птице юности», где он буквально феерил на пару с легендарной Ангелиной Степановой, игравшей принцессу Космополис.

Хороши и иные его сценические работы, среди которых заслуживают особого упоминания роли в спектаклях «Три толстяка», «Бронепоезд 14-69», «Последние дни», «На всякого мудреца довольно простоты», «Валентин и Валентина», «Дядюшкин сон», «Утиная охота».

Замечу, что Васильев не только украшал своим искрометным присутствием сцену, но и на экране отнюдь не затерялся: дебютировал в картине Якова Базеляна, работавшего, кстати, в числе прочих над фильмом «Белое солнце пустыни» «Город — одна улица», заслужил хорошие оценки за картину «Гойя, или тяжкий путь познания», достойно выглядел в фильме «Инженер Прончатов» режиссера Владимира Назарова, снявшего помимо прочего «Хозяина тайги».

И, конечно, наиболее нам памятна изумительная работа Васильева в картине «Вариант «Омега»».

Молодому актеру доверили воплотить на экране образ полковника абвера Георга фон Шлоссера.

И коли до тех пор он изображал в театре и кино персонажей со знаком плюс, которые отличаются простодушием и чистотой помыслов, то данный герой выглядел диаметрально иным: бесчувственным и практичным циником.

Когда фильм, так сказать, увидел свет, артист поистине почувствовал вкус славы. Фотокарточки с  изображением статного и видного Васильева в форме фашистского офицера раскупали словно горячие пирожки.

Да и то сказать, внешность актера воспринималась как стопроцентно «западная»: аристократичный Игорь кардинально не был похож на коллег, изображавших симпатичных, но не особо утонченных работяг из советских пролетариата и крестьянства.

Кстати, в Рунете можно найти информацию о том, что, якобы Васильев сыграл Шлоссера только потому что Гафт, которого первоначально рассматривали на роль — еврей!

То бишь, для бесчетных ролей французских, английских и иных аристократов фамилия Гафт сгодилась. Для образа русского полковника, который «слуга царю, отец солдатам» –также.

А вот на роль немецкого барона-разведчика функционеры от советского кинематографа взяли, «упёрлись рогом» и не велели пущать.

Актер оставил о себе хорошее впечатление ролью в «Трактире на Пятницкой», убедительно и ярко предстал перед зрителем в «Линии жизни», показал себя с самой лучшей стороны в «Завещании профессора Доуэля» и в целом ряде иных кинофильмов общей картины отнюдь не портил.

Каждый свой образ он воплощал самозабвенно, одухотворённо, не обращая внимания на настроение и состояние здоровья -какая бы ни была обстановка на личном фронте, он не тащил ни на экран, ни на сцену душевную сумятицу и сердечную тугу.

В то же время он никогда не был замечен ни в чем предосудительном в плане участия в интригах и склоках, которые в коллективах творческих людей наблюдаются сплошь и рядом.

Цитирую Марину Брусникину, которая в фильме «Станиславский. Жажда жизни» просто великолепна: «Он был ни на кого не похож. Невероятно красивый мужчина и интересный человек.

Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ. В годы своей молодости он считался человеком андеграунда. Это же он первый нашел Петрушевскую, первый тонко почувствовал и понял ее произведения, а затем привел ее в театр».

Между тем, знакомым и соратникам по сцене Игорь виделся этаким модником с идеальным вкусом. Он одевался, так сказать, как в лучших домах ЛондОна, обожал недешевые брендовые вещи.

Памятен случай, когда во время работы съёмочной группы над картиной «Искушения Дирка Богарда» художники по костюмам были озадачены не на шутку: нужного стильного пальто на плечиках не обнаружили.

Тогда Васильев предстал перед камерой в собственном, заметив, что, мол, это подарок от Славы Зайцева.

Благословенные узы брака связывали нашего славного героя в общей сложности с тремя избранницами. Первый союз был студенческим, ну и как водится, долго он не продлился.

С нашей несравненной Ириной Мирошниченко был Игорь вместе в радости и горе не меньше пяти лет.

Союз не ознаменовался рождением детей и, как говорили, приказал долго жить именно из-за категорического нежелания артистки рожать и становится матерью.

Они разбежались в 1980 году, однако, дружили по прежнему. И когда у каждого из них появилась новая вторая половинка, их общение отнюдь не стало хуже.

Третья спутница жизни актера Люда, работавшая вовсе не в сфере культуры, сопровождала Васильева по стезе жизни до его последних дней.

Но и в данном случае Господь не дал им детей.

Относящийся в высшей мере ответственно к делу своей жизни актер не мог позволить себе пропустить ни одного появления на съёмочной площадке, ни одной репетиции—даже когда состояние его здоровья оставляло желать лучшего, он появлялся на службе, однако, никто и подумать не мог, что с ним что-то не так.

Лебединой песней Васильева стало участие в постановке «Тутиш», осуществленной на сцене  родимого МХАТа. Игорь Алексеевич великолепно сыграл там старика Али.

А через шесть дней 23 декабря 2007 года нить жизни мэтра прервалась. Унес его в могилу фатальный сердечный приступ. Спустя неделю соратники по сцене появились на ней, посвятив светлой памяти достойного человека и одаренного актера спектакль.

Тут нельзя не обратить внимания на тот факт, что наш герой отличался потрясающими скромностью и самообладанием. О своих проблемах и беспокойствах он никогда никого не ставил в известность.

Немудрено, что знакомые и коллеги Васильева понятия не имели, что сердце артиста изношено до предела. И потому, когда оно остановилось, для многих это раздалось громом среди ясного неба.

А в принципе, сия утрата как-то не особо и взволновала публику, хотя многие о ней просто не знали — Васильев ушел незаметно и негромко, так же незаметно и негромко, как он и существовал на земле.

Он не дотянул пяти месяцев до 70. А последний свой приют нашел на Троекуровском кладбище столицы, которое имеет статус достаточно престижного погоста.

Надгробный камень на могиле артиста довольно изящен, он примечателен портретом-барельефом Васильева, символом МХАТа в верхней части памятника и увенчивающим его крестом на куполе.

Конечно, Троекурово—это засилье камня—мрамора, известняка, гранита, габбро, лабрадорита, песчаника. Кругом одни цоколи с их поребриками, столбиками и шариками.

Вот и в данном случае цветник в том числе с живыми растениями не был предусмотрен, и радует глаз лишь насыпанный густым слоем декоративный щебень.

В любом случае, мир вашему праху, Артист.

Оцените статью
Как жил и уходил Игорь Васильев, сыгравший Шлоссера в «Варианте Омега». Вид могилы
«Вперед интимным местом»: Лолита предстала перед поклонниками в неподобающем наряде