Как жил и уходил первый Саня Григорьев нашего экрана Александр Михайлов. Его могила

Остросюжетная картина «Два капитана» 1955 года выпуска памятна всем.

И не спорьте со мной. Я сказал всем, значит, всем. Фильм одноименного названия 1976 года с Токаревым и Богатыревым, на мой взгляд, первой работе проигрыват существенно, хотя и имеет на нашем любимом портале КиноПоиск оценку 8,3 балла. Но, как говорится, на вкус и цвет…

Но Бог с ним. Для нас сейчас важнее, что роль отважного капитана Саши Григорьева, расследовавшего обстоятельства исчезновения научно-исследовательского отряда, сгинувшего в суровых льдах Арктики, исполнил славный Александр Александрович Михайлов.

Не путать с тем, который Яковлевич. Из фильма «Любовь и голуби». Тот жив-здоров доныне.

Замечу, что вышеуказанная работа вознесла артиста к вершинам славы и явилась истинной, самой крупной жемчужиной его фильмографии.

А стал местом рождения Саши в 1922 город, основанный Юрием Долгоруким, которому в том же году присвоили статус столицы СССР.

Родители мальчишки служили в каких-то там советских конторах, ни одним боком не касающихся творческой деятельности.

А вот паренёк потянулся к сцене с младых ногтей, посещал театральный кружок, да и в доверенной ему работе вожатого проявлял заметные артистические способности.

Уйдя со школьного двора, Саша становится студентом Института для начинающих кинематографистов ( ВГИК, естественно ), но, увы и ах, учебу его прерывает разразившаяся по вине гидры и чудовища Гитлера, гори он в аду вовеки веков, страшная священная война, которая в определенный момент приобретает значение освободительной.

Беззаветно любящий Отчизну юноша отдает ей долг на строительстве военного завода в Верх-Нейвинске и снимаясь в массовке патриотических антифашистских лент на киностудии «Союздетфильм», обосновавшейся тогда в Сталинобаде.

Ныне это столица братского Таджикистана, откуда к нам так и едут на заработки горячие и трудолюбивые южные парни.

Однако, сами понимаете, мысль о завершении процесса получения нужного образования человека не оставляет, он возвращается в Первопрестольную и уже после залпов великой Победы триумфально оканчивает Школу-студию при МХАТ, только-только открытую.

Вскоре Александр вливается в труппу ЦДТ, где нашего героя в определенный момент задействовали в спектакле по произведению Вениамина Каверина «Два капитана».

И да, вы не ошиблись, там он мастерски играл того же самого авиатора Саньку Григорьева, и публика раскупала билеты на постановку словно горячие пирожки с мясом, те, что из 1979 года за 10 копеек.

Конечно, режиссер Владимир Венгеров, чьи замечательные работы «Порожний рейс», «Балтийское небо», «Кортик», тот, что 1954 года, и «Строговы» доныне согревают наши души, не обратить внимания на яркого и убедительного на сцене Михайлова не мог, и вскоре молодой человек появляется на съёмочной площадке легендарной картины.

И вы знаете, прекрасный жизненный путь главенствующего персонажа ленты–пилота-полярника Александра Григорьева—вдохновлял и придавал силы многим людям молодого и среднего возраста того времени.

Ведь Григорьев– человек подлинно народной российской закваски— добросердечный, прямодушный и бескомпромиссный, способный жизнь положить на алтарь борьбы за правое дело.

Артист филигранно изобразил через личность своего героя его мужество, благородство, душевную щедрость и глубокий внутренний мир.

Явная одаренность Александра, харизматичный внешний облик и неординарные голосовые данные сделали его персонажа кумиром поколений.

А с какими величинами он сотрудничал на съёмочной площадке—Бруно Фрейндлих, Татьяна Пельтцер, Анатолий Адоскин, Евгений Лебедев—с такими поневоле потянешься к звёздам.

Конечно, были у нашего героя и вполне добротные работы в лентах «Повесть о настоящем человеке», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Сын», «Борец и клоун».

Однако, переиначивая фразу, сказанную Григорием Потемкиным драматургу Фонвизину «умри, Денис, лучше не напишешь», можно заметить, что и до и после Сани Григорьева Михайлов ничего лучше не сыграл.

Чувствуя, что в кино дела у него идут не ахти как, он основное внимание начинает уделять театру и в легендарном МХАТе воплощает на сцене образы персонажей, нуждающиеся в пронзительном проникновении в их сущность.

Но главное, смотрите, что у нас получается, по его кинообразам жизнерадостных и позитивных людей  создавалось впечатление, что он и сам такой.

А ведь на самом деле уходивший постоянно в себя, некоммуникабельный, застенчивый Александр ненавидел быть в центре внимания и обладал довольно неординарным нравом.

А вот в качестве отца семейства наш герой заслуживает самых добрых слов— дома он проводил большую часть своего свободного времени, наслаждался обществом близких, обожал что-то мастерить и умел отдыхать при свете настольной лампы с книгой в руках.

В его биографии два союза Гименея. Сначала он повел в ЗАГС занимавшуюся театральным реквизитом Наталью Ефанову, родившую актеру прекрасную дочурку.

К сожалению, этот брак для нас является тайной за семью печатями, даже в периодически нарушающей законы РФ Википедии о нем нет ни слова. Известно только, что старуха с косой и спутницу жизни Михайлова, и его наследницу забрала очень быстро.

Второй же супругой Александра стала артистка Анна Горюнова, дочка актера Анатолия Бенделя ( Горюнов—творческий псевдоним ) и артистки Веры Бендиной.

Вот ведь созвучие—Бендель и Бендина. Ещё Бендера не хватает. Шутка. Кстати, у Бенделя в роду и Москвин и Тарханов.

Наш герой положил глаз на Анну на одной из репетиций. Да, она тоже играла во МХАТе. Женщина дала жизнь их общему ребенку, Толе. Замечу, что Анна Анатольевна служила спутнику жизни верой и правдой, и он ушел чуть ли не на её руках.

Кстати, вот какое сообщение зрителя, касающееся Горюновой, удалось найти на одном из сайтов: «Удивительный взгляд у актрисы, всего лишь эпизод в «Человеке без паспорта», а цепляет сразу яркостью и магнетизмом.

Талантливая и удивительно красивая актриса, жалко что мало снималась.»

Между тем, в 1970 году к руководству МХАТом приходит несравненный отец «бедного» узника Михаила Олег Ефремов, который чуть ли не дружил с Михайловым, знакомым ему ещё с поры соработничества в Детском театре.

Александра режиссер не обижал и не держал в черном теле, где только не задействуя приятеля.

Однако, когда во второй половине 1980-х в храме искусств началась буза, и одни актеры приняли сторону прелестной Дорониной, а другие остались верными строгому Ефремову, все перевернулось с ног на голову.

Совершенно неожиданно, вероятно, с подачи недоброжелателей Михайлова Олег не взял Александра к себе. Отдав его роли другим актерам. Пусть неплохим, но ведь нашему герою от этого было не легче.

Он вынужденно остался в, так сказать, команде Дорониной, где его, чего уж тут грешить против истины, откровенно не жаловали. Видать, как любимчика Ефремова.

А уж про работу, то бишь, про её отсутствие, нашего героя в кинематографе той поры и говорить нечего.

Ибо, смотрите, за два десятилетия до последней его роли появления Михайлова на экране можно пересчитать по пальцам, правда, обеих рук. Да и были это какие-то эпизоды. Эх, да, судьба-судьбинушка.

Короче говоря, всё вышеперечисленное привело к душевной сумятице, сердечной туге и постоянной нервотрёпке у актера, а отсюда, сами понимаете, пол-шага до гибельного недуга. Ну и как трагический итог—даже оперативное вмешательство не дало спасительного результата.

Эх, а как он, прикованный к своему скорбному ложу, терзался и страдал последную перед уходом пару лет—не передать словами.

Кто-то из святых отцов сказал, что это так специально Господом запланировано, чтоб человек помучился как следует в преддверии кончины, дабы подготовиться к переходу в вечность. Ну, не знаю, не знаю. Грустно это, конечно, очень.

Нить жизни Сани Григорьева нашего экрана прервалась в марте 1992 года, памятного для меня лично тем, что благодаря клике Ельцина-Гайдара цены скаканули просто запредельно и мы, простые люди, одномоментно стали нищими.

Но ведь выжили же. Что же касается нашего героя, до благотворного порога 70-летия он не дотянул лишь несколько месяцев, а свой последний приют нашел на статусном Новодевичьем погосте бок о бок с тестем и тёщей.

Кто-то написал, что и рядом с супругой, но сведений об уходе женщины 1933 года рождения в сети нет, так что не надо ля-ля. И вот смотрите, отец супруги актера—Анатолий Иосифович Бендель, а записали его как Анатолия Осиповича Горюнова.

Этак поглядишь и подумаешь, что чистокровный русский погребён. А на самом деле Осип и Иосиф—две большие разницы, как говорят в Одессе. Но ладно, не в этом суть.

Главное, что пускай элементарно-примитивным прямоугольным надгробным камнем память ныне изрядно подзабытого артиста почтили, а это самое важное.

Пусть и про нынешнее состояние участка тоже ничего не известно, может быть, там напрочь всё заросло. Хотя по идее сын актера Анатолий должен быть жив, а, может, у него и семья имеется, то значит, есть, кому за могилкой ухаживать?

Как бы то ни было, Александр Александрович, почетнейшей премией имени великого человека, колосса и глыбы товарища Сталина, третьей степени вас наградили недаром. А потому постараемся вас не забыть.

Оцените статью
Как жил и уходил первый Саня Григорьев нашего экрана Александр Михайлов. Его могила
Как изменилась жизнь популярного актера по имени Сергей Горобченко с восьмью детьми