Как жила, сохраняя достоинство, советская «дама с собачкой» Ия Саввина?

Она не имела актёрского образования и мечтала посвятить свою жизнь журналистике, но, сыграв свою первую роль в студенческом театре МГУ, обратила на себя внимание профессионалов. Ей стали предлагать роли в театре и в кино. Увлечённая любимым делом, девушка отказывалась от предложений режиссёров. Но от роли главной героини в чеховской «Даме с собачкой» поклонница русской классики отказаться не смогла.

А убедил её прийти на пробы Алексей Баталов, восхищённый воплощённым ею образом в студенческой постановке Роллана Быкова «Такая любовь».

А вот претендовавшая на роль «дамы» Людмила Гурченко искренне недоумевала, что главную роль в чеховской экранизации дали такой «неприметной девушке».

На съёмочной площадке молодой журналистке всему нужно было учиться, съёмки забирали много сил. Зато потом она считала себя «лучшей актрисой среди журналистов».

Картина была отмечена многими зарубежными призами, Саввина и Баталов стали знаменитыми.

В Театре Моссовета, куда пригласил актрису Юрий Завадский, она получила признание самой Любови Орловой, играла в паре с Фаиной Раневской.

Когда в 1969 году ставили спектакль «Петербургские сновидения» по творчеству Достоевского, где Саввиной досталась роль Сони Мармеладовой, поэт Павел Антокольский, посетивший постановку, написал посвящение актрисе:

В 60-е у актрисы были значимые роли в кино:

В 1969 году в жизни Ии произошло неожиданное событие: ей предложили озвучить Пятачка в мультипликационной эпопее про Винни-Пуха. Дело в том, что Бориса Заходера очень любил сын актрисы, и сама она знала «Винни-Пуха» наизусть. И Саввина согласилась. Выбирая стиль для своего голоса, она решила воспользоваться манерой речи своей любимой поэтессы Беллы Ахмадулиной — её хрустальной интонацией нараспев. Монтажёры слегка повысили тон и ускорили запись, и эффект превзошёл все ожидания!

А в 1977 она принесла своё «чистое, интеллигентное звучание» в ефремовский МХАТ.

Была в её жизни и отрицательная роль — это доктор наук Лидия Аникеева в киноленте «Гараж» (1979). Эльдар Рязанов только раз работал с актрисой, но, по его словам, запомнил её на всю жизнь.

В 1980-х в кино актрису приглашали реже.

А в 1994 году, когда Андрей Кончаловский начал снимать фильм «Курочка Ряба» — продолжение фильма 1967 года «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», то предложил Ие Саввиной главную роль. Актриса ответила отказом.

Саввина безмерно ценила Кончаловского и его талант, но после прочтения сценария сказала: «Извини, Андюшенька, но я в этом дерьме сниматься не буду». Она увидела в «Курочке Рябе» оскорбление русского народа. И после выхода картины позвонила режиссеру и высказала все, что думает о его новом творении.

В 2000-х работ в кино было немного.

Главной болью всей жизни актрисы оставалось её горькое материнское счастье. Родив в 21 год сына с синдромом Дауна, женщина боялась только одного: пережить своего мальчика.

И она делала всё, чтобы продлить жизнь Серёжи, сделать её максимально полноценной. Несмотря на медицинские показания, он играл на фортепиано, переводил с английского, занимался живописью и прожил 64 года, на десять лет пережив свою мать.

Спасибо за память о талантливой актрисе и прекрасном человеке!

Источник

Оцените статью
Как жила, сохраняя достоинство, советская «дама с собачкой» Ия Саввина?
«Надо было удалять стопу как у Костомарова»: отец Юлии Началовой винит себя в смерти певицы