Кинокомедия «Совершенно серьёзно» была выпуском нового сатирического киножурнала, но всё закончилось на первом номере…

Почему-то считается, что «всемогущий» Иван Александрович Пырьев был неким столпом косности и цензуры в советском кинематографе. Рассказывают, что душил молодые таланты, ревностно следил за успехами молодых режиссёров и не давал им развиваться, если считал, что они талантливее его самого и т.д. и т.п. Сейчас об этом писать перестали, но в конце 80-х и начале 90-х такие заявления публиковали многие авторитетные кинокритики и историки.

Сегодня осталось мало живых свидетелей его работы, которые трудились непосредственно с Иваном Александровичем, но даже эти люди разнятся в своей оценке этого, безусловно, неординарного человека.

Недавно, при разборке старых документов наткнулся на машинописную копию письма на имя министра культуры СССР Н. А. Михайлова, датированного октябрём 1958 года. Письмо подписано председателем Оргкомитета Союза работников кинематографии (СРК) СССР И.А. Пырьевым.

В письме изложена просьба, разрешить на базе Второго творческого объединения «Мосфильма» начать выпуск сатирического киножурнала с рабочим названием «Совершенно серьёзно». В письме описан формат будущего киноальманаха, ориентировочный бюджет и ссылка на единогласное решение Оргкомитета СРК о целесообразности такого киножурнала, как «эффективного инструмента в борьбе с различными искривлениями социалистической нравственности в советском обществе, а также в целях искоренения бюрократии, косности чиновников и других недостатков…»

Я заинтересовался историей этого письма и попытался выяснить его дальнейшую судьбу с помощью знакомых, которые и сегодня работают с архивами киностудии «Мосфильм». Оказалось, что из министерства пришло одобрение этой идеи и разрешение на выпуск первого выпуска киноальманаха в качестве эксперимента. Предполагалось, что это будет полноформатный (от 60 до 90 минут) набор сатирических кинофельетонов (новелл) с ориентировочной периодичностью два выпуска в год.

Получив одобрение, Пырьев учредил редакционную коллегию будущего альманаха, куда включил практически всех успешных в то время советских сценаристов и кинорежиссёров комедийного жанра. В редколлегию вошли около двадцати человек, среди которых были как представители старого поколения сатириков: Наум Трахтенберг, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный и т.д. Так и представители уже послевоенного периода: Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Вильям Козлов и другие.

В то время существовала негласная борьба поколений за влияние на развитие советского кино между старыми кадрами кинематографистов еще с довоенной эпохи и молодыми, которых чуть позже обзовут «шестидесятниками».

И мне представляется, что Пырьев в своей редколлегии намеренно решил «столкнуть их лбами», чтобы получить в итоге уже выверенный кинопродукт наивысшего качества. Первый выпуск киноальманаха был готов уже в конце 1960 года. В него вошли пять сатирических новелл общей продолжительностью 84 минуты, что позволяло его запустить в кинопрокат ка самостоятельный полноформатный продукт

.

Художественный совет «Мосфильма» принял эту работу неоднозначно. Кое-кто из членов совета усмотрел в фильме насмешку над действующим порядком в целом, а не над отдельными недостатками, что в то время было недопустимо в принципе. Кстати, такая тема почти всегда всплывала не только в кино, но и в редколлегиях, например, печатных изданий, если считалось, что фельетон чересчур острый и затрагивает широкий спектр.

В подобных спорах обычно побеждали «запретители», но не в этот раз. Своим авторитетом Пырьев надавил на худсовет, и большинство проголосовали «за».

Фильм передали на фабрику для производства копий, а над Пырьевым в те дни «сгустились тучи». И не по причине этого киноальманаха. Вернее сказать, не только по этой причине.

Сегодня у историков нет чёткого единого мнения, почему Иван Пырьев в очень короткий срок вначале 60-х попал в немилость и был освобожден почти от всех значимых должностей. Ведь до этого он был не просто высокопоставленным чиновником, но и Депутатом Верховного Совета СССР, а депутаты считались неприкасаемыми.

Наиболее распространённая версия заключалась в том, что набравший в то время власть будущий главный идеолог страны Михаил Суслов посчитал, что Пырьев слишком много на себя взял. По крайней мере, освобождение Пырьева от должности председателя Оргкомитета СКР (который Пырьев создал сам), подписано лично Сусловым.

К сожалению, с началом опалы великого режиссера все его начинания стали намеренно гасить. Даже Союз работников кинематографии (это название придумал сам Иван Александрович), чуть позже переименовали в Союз кинематографистов СССР. Печальная судьба ожидала и киножурнал «Совершенно серьёзно». Не объясняя причин, из отдела культуры ЦК пришло письмо, которое закрывало этот проект, а также распускало редколлегию и уже набранный штат административной группы.

В первом выпуске «Совершенно серьёзно» из титров удалили запись, что это «Выпуск № 1» и оставили фильм в прокате как разовый киноальманах из набора сатирических новелл.

Незадолго до своей смерти Пырьев поделился с режиссером Михаилом Швейцером, что первый выпуск сатирического журнала получился не очень удачным. Киноальманах хоть и имел успех у зрителей, но в лидеры проката так и не вышел. Будь это по-другому, говорил Пырьев, киножурнал бы не решились расформировывать, даже ему назло. Михаил Швейцер позже написал об этом в своих воспоминаниях.

После того, как в середине 60-х Пырьева сняли почти со всех влиятельных должностей, он сосредоточился на режиссёрской работе. В 1964 году он снял мелодраму «Свет далёкой звезды», которая не нашла особого успеха у зрителей. Позже критики всё же похвалили качественную режиссёрскую работу, но сценарий и сюжет были слабоваты.

И тогда Иван Александрович обратился к классике. В 1966 году он сам написал сценарий к будущему фильму «Братья Карамазовы» по одноименному роману Достоевского. В том же году сценарий утвердили, и Пырьев преступил к съёмкам своего трёхсерийного фильма.

В начале февраля 1968 года, когда уже завершались работы над последней серией, Иван Пырьев, неожиданно для всех скончался. Это случилось дома во сне. Вскрытие показало, что легендарный режиссер перенёс на ногах шесть инфарктов, и последний стал роковым.

Картину доснимали исполнители главных ролей — Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Они же руководили монтажом и озвучкой последней третьей серии. Но идея Пырьева не умерла. Еще в 1964 году, уже без его участия, был создан новый сатирический журнал, который просуществовал много лет и даже пережил свою страну.

Это легендарный киножурнал «Фитиль». Правда, его решили сделать в короткометражном формате, но зато с более частой периодичностью. И Пырьев в беседах с коллегами не без ехидства замечал, что в работе над этим киножурналом были использованы все те методики, которые он разрабатывал для своего киноальманаха. И это было абсолютной правдой. А главным вдохновителем нового сатирического киножурнала стал не менее известный и авторитетный Сергей Владимирович Михалков.

Оцените статью
Кинокомедия «Совершенно серьёзно» была выпуском нового сатирического киножурнала, но всё закончилось на первом номере…
5 неприличных фактов об Андрее Макаревиче, которые не принято афишировать