“Кольцо из Амстердама” — наивно и доходчиво

В 1970-1970-х был создан целый ряд наивно-прямолинейных кинодетективов, будто сделанных для зрителя 1950-х годов, а то и 1930-х. Всё-то в них было чётко и без нюансов. Как на плакате.

Причём, если в них снимались звёзды первой величины, как, например, в “Кольце из Амстердама” (1981), то это неплохо смотрелось. Впрочем, это смотрится даже теперь, когда нам не хватает хорошей, динамичной игры в современных проектах.

Итак, острый сюжет о загранкомандировочных, всюду видящих соблазны буржуазной цивилизации! Бары с эффектными дамами и завлекательными этикетками, бутики-лейблы-огни реклам-шик-блеск-лепота.

Поэтому нужен сюжет, напоминающий инструктажи “товарища майора” и, к слову, майор тоже имеется. В центре внимания — заблудший моряк, а вернее штурман торгового флота Юрий Фастов (харизматичный Александр Збруев).

Завязка — интригующая. Нашему парню подсыпали какую-то гадость в кюрасао, и когда очнулся, предложили …сотрудничество с иностранной разведкой. С какой стати? Фастов погряз в мещанстве, стремлении к дольче-вита.

Позволил втравить себя в махинации с колечками и бриллиантами; перевозил камешки для своего “приятеля” Миши (вальяжный Всеволод Ларионов).

Простенький, но хороший приём — все воспоминания штурмана, как он докатился до преступлений, поданы в сепии.

К слову, о Мише!

Нам показывают его отличную дачу, импортный холодильник, “дефицитную” еду и — красивых девушек Лену и Зою “из института культуры” (довольно часто себя так именовали особого сорта красавицы, общавшиеся так же и с иностранцами в гостиницах).

Одну из таких “высококультурных” и податливых дев презентовал Миша и своему “другу” Фастову (хорошенькая Валентина Воилкова, которая Рита-Маргарита из “Покровских ворот” (1982)).

Слово за слово. А не хочешь ли ты, родной купить “Волгу”, да ещё без очереди? Говорит не Миша, но обнимающая Лена. Мотивирует!

В те времена просто так машину не покупали — надо было записаться и потом, иной раз через пару-тройку лет, приходила открытка.

Некоторые хитрецы умудрялись на этом делать свой маленький бизнес — записывались, а когда подходила очередь — продавали своё место какому-нибудь страждущему, например, торговцу фруктами из солнечной Грузии.

А тут добрый Миша обволакивает заботой. Как не согласиться? Интересная деталь — говорится, что в те годы в Амстердаме были самые дешёвые бриллианты, которые в СССР можно выгодно толкнуть …всё тем же грузинам-при-мандаринах.

Символом падения штурмана выступает кольцо из Амстердама, купленное, правда, не для девочки “из культурного института”, но для жены.

Однако Фастов, устав от вранья и всё большего погрязания в омут, идёт сдаваться в КГБ. Там и страх, и омерзение от самого себя, и ощущение тотальной неправды.

И это лишь треть повествования! Умели в те времена в полуторачасовую ленту запихнуть всё то, что нынче размазывают на 20 серий. Следом мы наблюдаем операцию по раскрытию шпионской сети,…

…а товарищ майор Краснов (суровый Геннадий Корольков) походя воспитывает ещё одного заблудшего — мажорчика Андрюшу, как и Фастов, ставшего рабом вещей.

Говорится, что у Андрюши родители работают в Африке, то есть ещё одна линия загранкомандировочных.

Финал у детектива — не то, чтобы открытый… Просто мы не знаем, какое наказание понесёт Фастов.

Во всяком случае, майор утверждает, что в его случае возможно даже потом вернуться на флот. А значит, не так уж строго накажут. Посидит — подумает — вернётся к морям-и-кораллам.

Ещё один плюс этой фабулы — доходчиво показано, как мучается нормальный (в общем-то) человек, если ступает на скользкую дорожку.

К слову, многие наши специалисты реально теряли голову при виде тамошних магазинов, но, к счастью, единицы становились гадами.

Оцените статью