«Красавец мужчина» — почему его жаль?

Недавно я писала о том, что блестящий барин Сергей Сергеевич Паратов – столь же бриллиантовая «вещь», как Лариса-бесприданница, и в моём тексте промелькнуло упоминание о другой экранизированной пьесе Александра Островского – «Красавец мужчина» (1978). Это — симпатичный фильм, который не стал шедевром по одной причине – звёзды почему-то не создали единый ансамбль.

Тем не менее, там все по отдельности – фееричны, волшебны. И – красивы. Не только Олег Табаков в главной роли, но и все остальные. А какие там осиные талии у женщин, причём не только у Людмилы Гурченко, но и у Марины Неёловой и Лии Ахеджаковой! К слову, в этой постановке Ахеджакова просто красавица.

Напомню, что по сюжету Аполлон Евгеньевич Окоёмов привык воспринимать себя, как ценный дар и потому устраивает позорнейший спектакль, вовлекая в него свою наивную и не особо умную жену Зою. Правда, на любую хитрость всегда припасена другая хитрость – более изощрённая.

…И столичная штучка – Сусанна Лундышева решает сыграть бесформенную, тупую и – сказочно богатую «госпожу Оболдуеву», но видит, как мужчина-мечта рассыпается ей-Оболдуевой в комплиментах. Все речи его – заучены, как роль в дешёвом спектакле. Хотя, это комедия, но такая печальная. Зою — жаль. Сусанну — жаль. Окоёмова и то жаль. Больше иных.

Его-то почему? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о том, откуда эти красавцы-мужчины, равно как и Паратовы, вообще взялись. Вы можете возразить, что тема – вечна и такие водились даже в СССР, однако, именно со второй половины XIX столетия и до середины 1910-х красавец-мужчина был в трендах, как никогда – ни до, ни после.

Их было много повсюду, но в каждой стране – своя специфика. В России после 1861 года появилось какое-то несметное число бедных дворян и даже аристократов. Точнее, они начали появляться и раньше, но массово – после отмены крепостного права. С другой стороны, многие дворяне как раз хорошо обогатились за счёт обнищания соседей, а ещё резко пошли в гору купцы и промышленники.

У них были хорошенькие, образованные дочери, которым хотелось замуж за «благородного» и – красивого. Окоёмов по сюжету нищий дворянин, взявший богатую невесту — но не купчиху, а из крупных землевладелиц. Потом и она оказалась недостаточно платежеспособна. Аполлон Евгеньич в курсе, что личико – скоропортящийся товар, тогда как поесть и хорошо одеться он любит.

Олега Табакова шикарно загримировали под тогдашний тип «журнального» кавалера из французских изданий. Вот эти Паратовы и Окоёмовы поражали не только внешностью, но и манерами, умением говорить. И – забалтывать, кружить головы. Как Табаков томно произносит: «Ах, Матрёна Сильверстовна…!» И всё это — униженность. Поэтому — жаль Окоёмова.

Фильм надо смотреть, хотя бы ради этого момента, где кокетка Гурченко не боится быть уродливой, и предстаёт совершенно в ином, комическом виде – тот факт, что Окоёмов не узнал Сусанну, совершенно достоверен – сама актриса тут неузнаваема. Доводилось читать, что истинное призвание Людмилы Марковны – это не кафешантанные вскидывания ножек, а острохарактерные роли.

И – драматические, кстати. Мол, дива а-ля Марлен Дитрих из неё на троечку, зато смешные дамы – на десять с плюсом. Я не берусь так уж строго судить, но гротеск ей удавался. По сути, фильм и держится на Гурченко в образе Матрёны, хотя, повторюсь, там играют настоящие звёзды, причём даже в эпизодах.

В связи с Окоёмовым очень хорошо нарисовалось и будущее Паратова, который тоже будет унижаться. Сначала медовый месяц, наполненный ложью и швырянием золота. Следом — игра, кутёж, цыгане, …банкроство. Если, конечно, скандал с убийством Ларисы не достигнет ушей «золотой невесты» и её родителей… В этом случае – увы. Помолвку расторгнут.

Источник

Оцените статью