Легендарный фильм, где Михаил Ульянов стал жуликом и доносчиком

Драма «Тишина» (1964) считается одной из лучших режиссёрских работ Владимира Басова.

Она рассказала о поколении молодых фронтовиков, которым посчастливилось выжить на войне и которые теперь должны влиться в мирную жизнь.

А это, как выясняется, не так уж и просто. Своих героев Басов видел насквозь и прекрасно понимал: он ушёл на фронт 18-летним и прошёл через всю войну. Фронтовиком был и Юрий Бондарев, автор романа «Тишина», по которому и был снят фильм.

Роман «Тишина» вышел в 1962 году и тут же стал предметом дискуссий, причём как обычных читателей, так и критиков. Владимир Басов приметил книгу и отправился к автору.

Сценарий Бондарев и Басов написали вместе, причём по настоянию Владимира Басова, который вообще всегда очень тесно работал со сценаристам и часто настаивал на собственном мнении, некоторые эпизоды были изменены, а финал стал куда более оптимистичным.

На роль центрального персонажа, только что вернувшегося с фронта Сергея Вохминцева, режиссёр утвердил начинающего актёра Виталия Коняева.

Виталий уже несколько раз появлялся на экране, но в маленьких ролях, Басов же дал ему большую объёмную роль в двухсерийной ленте.

Позднее киноведы в один голос подтвердили, что выбор оказался верным:

Сергей Виталия Коняева получился непосредственным, как любой молодой человек, но уже слишком опытным и знающим, как фронтовик.

Он счастлив, что наконец завершилась война, по-новому знакомится с повзрослевшей за время его отсутствия сестрой, осваивает мир, но не может мириться с безразличием, вреньём, компромиссностью.

Позже Виталий Коняев сыграет ещё десятки ролей, но именно «Тишина» навсегда останется его визитной карточкой.

Друга Сергея Костю сыграл Георгий Мартынюк, которого Владимир Басов фактически открыл для кино.

Спустя несколько лет Мартынюк вновь снимется у Басова в эпопее «Щит и меч» (1968), а с началом семидесятых на десятилетия превратится в ПалПалыча Знаменского, одного из главных киношных милиционеров страны, героя сериала «Следствие ведут знатоки» (1971-2002).

Ещё одно открытие Владимира Басова — Михаил Ульянов. На счету актёра уже был ряд успешных кинообразов, зрители его знали и успели полюбить.

Но все персонажи Михаила Ульянова были положительными, пусть и не лишёнными недостатков, но всё же очень притягательными. А вот Басов впервые увидел в нём мерзавца, вора, стяжателя и доносчика Быкова, героя, практически с первых кадров отталкивающего.

Это был совершенно новый, не знакомый зрителям Ульянов: приземистый, елейно-сладкий, но тут же становящийся агрессивным, с прилизанным пробором, заискивающей походкой.

Таким актёра на экране увидели впервые, да и позже подобные образы будут ему доверять нечасто.

Главные женские роли получили Лариса Лужина (возлюбленная Сергея Нина) и Наталья Величко (сестра Сергея Ася).

Но если с Ларисой Лужиной аудитория уже успела познакомиться, то Наталья Величко была дебютанткой.

Её режиссёр приметил в коридоре киностудии «Мосфильм» и сразу увидел в ней колкую, дерзкую Асю (сначала героиня предстаёт в фильме старшеклассницей, позже она — уже 19-летняя девушка).

Проб Басов проводить не стал, сразу утвердив актрису. Но предупредил Наталью, что если он поймёт, что с игрой она не справляется, её снимут.

Наталья с игрой справилась и сделала героиню интересной и запоминающейся, хотя местами крайне раздражающей (но это мой личный взгляд).

Антипода Сергея Вохминцев Аркадия Уварова, из-за которого в 1944 году погибла артиллерийская батарея, а он, испугавшись, свалили вину на других, в том числе на Вохминцева, изобразил Евгений Лазарев.

В роли шумного, прямолинейного, скорого на решения, но всё же справедливого декана Морозова предстал Сергей Плотников, а парторгом курса, заядлым курителем трубки (какая интересная деталь!) — Владимир Земляникин.

Также в заметных ролях Лилия Гриценко и Лидия Смирнова, Всеволод Сафонов и Николай Волков, Владимир Емельянов и Иван Переверзев. В небольших ролях — Георгий Жжёнов, Николай Парфёнов и сам Владимир Басов с необычным акцентом.

Особую атмосферу второй половины сороковых, прочно связанной с военными годами, создала музыкальная композиция, рефреном звучащая за кадром. Её написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский, работавшие с Басовым на его предыдущей картине.

Режиссёр поставил задачу написать песню о тех, кто не вернулся с войны, но не пафосно-торжественную, а лиричную, берущую за душу. Стихи Михаил Матусовский создал быстро, а вот Баснеру музыка не давалась.

Несколько вариантов сам Басов отверг, композитор уже отчаялся и подумывал отказаться, но внезапно его озарило и мелодия сложилась.

Песня «На безымянной высоте» после выхода «Тишины» в одночасье стала шлягером и вошла в репертуар советских исполнителей.

А в фильме её спел Лев Барашков, который ещё и сыграл в эпизоде.

Любопытно, что подобная история случится и с другой композицией тех же авторов: через несколко лет в ленте режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» прозвучит песня «С чего начинается Родина», тоже ставшая всенародной.

Подготовленную «Тишину» отправили на просмотр в Госкино. Чиновники неожиданно пришли в ярость, ленту разнесли, приклеив ярлык антисоветской.

Казалось, что фильм обречён, но спас её Никита Хрущёв. Он, познакомившись с новой работой Басова, назвал её одной из лучших и разрешил прокат. Весной 1964 года «Тишину» увидели зрители.

А в заключение приведу мнение актёра Всеволода Санаева о фильме «Тишина»:

«Как актёр, очень сожалею, что мне не пришлось принять участие в создании этого интересного фильма. В таких картинах, глубоко жизненных, правдивых и человечных, нам всегда хочется работать, ибо даже в эпизодических ролях мы чувствуем себя соавторами, творцами, а не просто исполнителями. «Тишину» я смотрел с большим волнением: такие картины должны чаще появляться на наших экранах».

Оцените статью
Легендарный фильм, где Михаил Ульянов стал жуликом и доносчиком
Критические дни женщин в гареме. Интересные подробности из жизни женщин