Ее первые роли в фильмах 1930-х годов «Настенька Устинова» и «Новая Москва» почти не известны зрителю, потому что у актрисы там – совсем небольшие эпизоды.
В 1940 году на экраны выходит лирическая музыкальная комедия «Моя любовь» Владимира Корш-Саблина с музыкой Исаака Дунаевского, где у Лидии Смирновой – главная роль Шурочки.
Фильм повествует о заводской молодежи, о дружбе и любви. Вместе с Лидией Николаевной в фильме снялись Владимир Чобур и Иван Переверзев. Смирнова на тот момент только окончила Московское городское театральное училище.
Шурочка в ее исполнении, как будто пришла в фильм прямо с улицы, и перенесла на экран ритм шумной городской толпы, свободную праздничную раскованность.
Лидия Смирнова пришла в кино как актриса лирическая. Ее героини – не просто взбалмошные девушки, но девушки с характером. Советское кино тех лет не занималось выяснением судеб, а созданием характерных персонажей, которые определяли то время.
Успех фильма «Моя любовь» во многом связан именно с обаянием Смирновой, однако, по мнению критиков, все-таки определяющими были ее актерские способности.
С началом Великой Отечественной войны Лидия Смирнова выступает на призывных пунктах и в московских госпиталях, а также продолжает сниматься в кино.
В 1942 году на экранах демонстрировался фильм о войне «Парень из нашего города», снятый по одноименной повести Константина Симонова.
Варе в исполнении актрисы предстояло прожить десять лет экранной жизни. Задача у Лидии Николаевны была не из простых – показать героиню юной восторженной десятиклассницей, которая позже становится любящей женщиной, которая уже познала, что такое разлука.
В начале Варя наивна и беспечна, а в конце – умудренная жизненным опытом женщина.
В 1943 году актрисе написали письмо танкисты, которые признались, что портрет Вари укреплен у них на танке. Сама Смирнова говорила, что роли Шурочки и Вари ей играть было несложно, так как многие их чувства и переживания жили в ней самой.
Сложнее оказалась роль Феньки в фильме «Она защищает Родину» 1943 года. Там актриса играет роль крестьянской девушки – трогательной, влюбленной. Не успела она до войны выйти замуж, а потом вместе с возлюбленным она отправилась в партизанский отряд.
Смирнова позже рассказывала, что работа с режиссером Фридрихом Эрмлером была очень интересной. Это он посоветовал ей играть в кино роли с русской, народной характерностью.
Роли актрисы, сыгранные в военные и послевоенные годы занимают особое место в ее карьере. Они заставили Линию Николаевну почувствовать острую ответственность перед зрителем. Потому в те годы зритель вместе с актрисой любил, ненавидел, боролся, жил и верил.
В 1949 году Смирнова играет в картине «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова «Я хочу домой». Здесь она сыграла латышскую девушку Смайду – воспитательницу сиротского приюта в Западной Германии.
С помощью главной героини советские офицеры разыскивают и возвращают на Родину советских детей, отправленных в годы войны на чужбину.
Героиня Смирновой сдержанна, спокойна и замкнута. Однако под внешним образом скрывается чуткая и чистая душа. За эту роль актриса получила Государственную премию.
Актриса работала над сложными характерами, делая их яркими, контрастными. Это дало ей колоссальный опыт.
В 1957 году выходит фильм «Жучка» Константина Воинова. Это история о двух сестрах – положительной и отрицательной. Одна честно трудится в колхозе, воспитывает детей, а вторая пристроилась в Москве, где прибыльно трудится в торговле.
Всего же на счету Лидии Смирновой больше 60 ролей в кино. Она везде разная и везде узнаваемая. Одна из лучших и самых талантливых.
Лучшие роли Лидии Смирновой:
1. «Большая любовь» — Женя Буслаева, 1940 год
2. «Моя любовь» — Шурочка, 1940 год
3. «Парень из нашего города» — Варя, 1942 год
4. «У них есть Родина» — Смайда, 1949 год
5. «Трое вышли из леса» — Юлия Титова, 1958 год
6. «Мичман Панин» — жена боцмана Григорьева, 1960 год
7. «Именем революции» — Елизавета Алексеевна, 1963 год
8. «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» — докторша, 1964 год
9. «Женитьба Бальзаминова» — сваха Акулина Гавриловна, 1964 год
10. «Дядюшкин сон» — Москалева, 1966 год
11. «Анискин и Фантомас» — Евдокия Пронина, 1973 год
12. «Рудин» — Дарья Михайловна Ласунская, 1977 год
13. «Карнавал» — председатель комиссии, 1981 год
14. «Предчувствие любви» — Марья Григорьевна, 1982 год
15. «Приют комедиантов» — Нелли Евгеньевна, 1995 год