Любимец Михалкова, неуловимый муж Симоновой и недооцененный гений: как сложилась судьба «Сталкера» Александра Кадайновского

Актера рано начали называть гением, а уж после опытов в режиссуре и вовсе считали событием в киноиндустрии. При этом знакомые не отрицали: у Александра Кайдановского был сложный характер, мешавший ему в отношениях с женщинами.

Роль «Сталкера» принесла Кайдановскому всесоюзное и мировое признание, но из жизни артист уходил одиноким и непонятым, не сумев дожить даже до 50.

Что таили в себе личные трагедии одного из самых непонятых артистов советского кинематографа – читайте в материале.

Детство и юность

Будущая звезда советского кинематографа появился на свет в простой, рабочей семье инженера и режиссера детских спектаклей. Кайдановский младший рос сложным и свободолюбивым ребенком с претензией на уникальность. Александр не стеснялся строить всех в доме, включая собственных родителей.

Неизгладимый отпечаток на психике будущего киногения оставили постоянные семейные скандалы. Нередко Кайдановский становился свидетелем того, как мать была бита отцом до слез и кровоподтеков. Однажды мать артиста, Вера Онищук, уехала из дома учиться на актрису, не предупредив своих домочадцев.

Не добившись успеха, мать несолоно хлебавши вернулась обратно, к мужу, но там ее ждал неожиданный сюрприз – Кайдановский-старший встретил женщину тумаками, а потом подал на развод. Отношения с мужем было уже не спасти.

Поговаривали тогда, что Леонид Кайдановский, находясь в состоянии аффекта, едва не застрелил супругу из домашнего ружья.

После развода родителей Кайдановский стал совсем ненужным ребенком. Мальчик перебрался к бабушке, а когда едва подрос, и вовсе загремел в интернат. С порога Кайдановского встретили в штыки – жесткие нравы местного заведения не давали непокорному актеру и шагу ступить.

Не единожды артист театра и кино становился участником драк и разборок, что регулярно приводило к тому, что Кайдановский вынужден был стоять на коленях перед директором интерната, а выходя из кабинета, вновь бросался за старое.

В интернате же Кайдановский научился рвать связи без сожаления. Позже все происходящее сыграет с ним злую шутку.

Должен был стать сварщиком

Когда родители его, наконец, развелись, Александр решил жить с отцом и его новой женой.

Правда, общего языка с мачехой он не нашел, поэтому после окончания восьмилетки уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум, но из-за разногласий с педагогом через год вернулся в родной Ростов-на-Дону.

Карьера сварщика изначально не сулила Кайдановскому ничего хорошего. Ни перспектив, ни вменяемых результатов работа руками звезде кинематографа явно не несла.

Тогда-то, отчаявшись найти себя и свое пристанище, Кайдановский взял да и подал документы в театральное училище, решив твердо стать актером.

Счастью будущего «сталкера» не было предела. Правда, и оттуда Кайдановского, с учетом его характера, едва не погнали тряпками из-за постоянных конфликтов с педагогами. И раньше не признававший никаких авторитетов, Кайдановский буквально совсем отбился от рук.

Тогда за дебошира и непослушанца взялся мастер курса, Михаил Бушнов. Умудрявшийся лавировать между студентами и учитывать особенности их характера, Бушнов по щелчку пальца нашел к Кайдановскому подход.

Как впоследствии говорил сам педагог, он с первого взгляда рассмотрел в артисте неординарную личность, которой захотел помочь раскрыться.

После получения диплома перед Александром Кайдановским открывались вполне себе достойные перспективы.

По распределению артист попал в Ростовский театр, но на первой же встрече с худруком Кайдановский выдвинул местному худруку ультиматум, заявив, что не будет работать никак иначе, кроме на первых ролях.

Когда же худрук дал Кайдановскому от ворот поворот, тот, без лишних слов, собрал вещи и уехал покорять Москву. Тут-то будущего гения и ждал самый приятный из всех возможных сюрпризов – на его пути сначала встретились Леонид Филатов, затем – Никита Михалков.

Метания продолжились в Москве: после двух месяцев в Школе-студии МХАТ парень перевелся в «Щуку», где наконец нашел свое место. На тот момент ему казалось, что перед ним открыты все дороги.

Однако Кайдановского ждало жестокое разочарование: хоть артист был ужасно талантлив и прозорлив, но и на сцене, и в жизни он чувствовал себя до глубины души одиноким и невостребованным.

Кайдановский мог поражать собеседника тюремным жаргоном и знанием литературы, но даже этого бэкграунда ему не хватало, чтобы выбиться на первый план. Три года Кайдановский прозябал на задворках в театре Вахтангова, а устав от вторых ролей, стал прикладываться к бутылке.

Других вариантов бороться с внутренним одиночеством у него просто не было. Шло время, и Кайдановский медленно, но верно угасал.

Взбодриться его заставил скандал с театром: сразу после увольнения артист в интервью прессе сознался, что театр Вахтангова окончательно отбил у него все стремление реализовывать себя в карьере.

В представительстве культурного учреждения, в свою очередь, за словом в карман не полезли и обвинили Кайдановского в срыве всех дисциплинарных мер.

Разборки с театром не могли пройти для репутации артиста бесследно. Его тут же нарекли дебоширом. Кайдановский остался без работы и вынужден был буквально прозябать в полуподвалом помещении.

Нищета толкнула Кайдановского ступить на путь разбоя. Одна из драк, в которую одинокий артист ввязался, будучи в изрядном подпитии, закончилась судимостью.

Кайдановскому дали два года условно и отправили искупать вину в армию. Именно во время службы в армии Александр Кайдановский и сыграл свою первую звездную роль, налетчика Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

В своем прочтении героя Кайдановский оказался настолько гениален, что равнодушным не сумел оставить ни зрителя, ни съемочную группу, ни самого мэтра.

С Михалковым, по слухам, он даже умудрился подраться из-за разных трактовок роли. Инцидент привёл к тому, что Кайдановский попал на гауптвахту, выйдя с которой он тут же потребовал извинений от Михалкова, в противном случае просто отказывался дальше сниматься.

После выхода фильма на экраны актер проснулся знаменитым. В 1970-е Александр Кайдановский много снимался, но знаковым фильмом для него стал «Сталкер» Тарковского.

Сложная в физическом и эмоциональном плане работа привела к тому, что он сам захотел создавать фильмы, даже окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и навсегда решил прервать свой карьерный путь как актера.

Неприкаянная личная жизнь

В первый раз Александр Кайдановский женился на Ирине Бычковой, с которой познакомился во время учебы в Ростовском училище. Позже он перевез любимую девушку в Москву, где они и расписались в 1966 году. Правда, семейную жизнь актера трудно было назвать безоблачной.

Жили супруги очень стеснённо, в 1970 году у них родилась дочь Дарья, Ирина работала в детском саду, а Кайдановский все искал себя, метался из театра в театр, ссорился с режиссерами и был совершенно глух к мольбам жены остепениться и найти сносную работу.

Ожидаемо, что прислушиваться к жене Кайдановский не захотел – не позволяла натура. Правда, отношения в итоге развалились совсем по другой причине – Кайдановский закрутил шашни сначала с Валентиной Малявиной, а затем и с Евгенией Симоновой.

Каждый раз, по его собственному признанию, он влюблялся в чистоту и непорочность своих избранниц, а когда разочаровывался, нещадно их бросал.

В 1976 году у супругов родилась дочь Зоя, но брак это не спасло, малышке было всего четыре года, когда Кайдановский и Симонова расстались. Евгения хотела сохранить семью и даже была готова мириться с недостатками мужа, но в какой-то момент он ушел от нее сам.

Свою последнюю отдушину Кайдановский нашел в отношениях с Инной Пиварс. Правда, судьба отмерила ему этого счастья слишком мало, всего три недели. Утром 3 декабря 1995 года его сердце остановилось, не выдержав третьего инфаркта. До 50 лет Кайдановский не дожил считанные недели.

Оцените статью
Любимец Михалкова, неуловимый муж Симоновой и недооцененный гений: как сложилась судьба «Сталкера» Александра Кадайновского
Привёл богатую жену в нищету, устраивал пышные застолья с друзьями, а самому на проезд не хватало: как Иван Колесников спасал свой брак