Олег Ефремов является очень значимым представителем искусства кино и театра 20-го века. Его талант и неординарность не вписывались в общепринятые шаблоны.
Он спокойно позволял себе выпивать и танцевать на чужих автомобилях возле театра, да и на собственном авто тоже — однако не оттого, что был хулиганом, а от того, что так хотело его сердце. Он каждый раз сильно, искренне влюблялся, вкладываясь от начала до конца. Ведь именно благодаря любви он творил.
Он основал театр «Современник» — причал сотен талантливейших советских актеров. Его детище было новым словом в театральном искусстве. А после долго руководил МХАТом. Он мог поддержать, мог обидеть. А мог и сам обидеться. Потому что не притворялся, а жил. И прожил очень яркую жизнь.
Родился Олег Ефремов 1 октября 1927 года в Москве, детство его прошло в коммуналке на Арбате. Театром он увлекся с детских лет – вместе с двоюродным братом вырезал фигурки людей и зверей из бумаги, а потом разыгрывал миниатюры.
Его папа трудился в системе ГУЛАГа бухгалтером, поэтому в годы репрессий семье пришлось переехать под Воркуту в поселок Абезь, где они жили до 1943 года. Там Олег Ефремов общался с уголовниками, что крайне не одобрял его отец. Поэтому в итоге он уволился и с семьей вернулся в Москву.
В столице будущий режиссер и актер первым делом записался в драмкружок при Доме пионеров на старом Арбате. Постепенно Олег Ефремов пришел к мысли о поступлении в Школу-студию МХАТ, куда его зачислили в 1945 году. Через четыре года он получил диплом, однако в МХАТ его взяли.
Тогда юный актер устроился на службу в Центральный детский театр. Здесь он первый раз вышел на сцену в роли Володи Чернышева в постановке «Ее друзья». В это же время Олег Николаевич начинает преподавать в Школе-студии МХАТ. У него учились Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек и Игорь Кваша.
В 1955 году Ефремов впервые выступает в качестве театрального режиссера, он ставит музыкальную комедию «Димка-невидимка», и параллельно играл в спектакле молодого Анатолия Эфроса «В добрый час!». В каждую роль он привносил много своего, говорил режиссерам, с какой стороны лучше раскрыть его героя в той или иной сцене.
Во время работы в Центральном детском театре вокруг Олега Ефремова постепенно создал вокруг себя круг молодых актеров, включая студентов. Сначала они назывались просто — «Студия молодых актеров», чуть позже стали театром-студией «Современник».
Через год Ефремов ставит «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Зрители приняли постановку средне. Они увидели качество и профессионализм, но не увидели ничего нового. Это стало уроком для Олега Николаевича, он то как раз всегда стремился к новому.
Ему нужен был нерв, живая мысль в глазах его актеров. Он стремился поставить содержание над формой. Постоянные репетиции и обсуждения дали результат. В 1960 году студийцы отправились гастролировать в Ленинград. Дальше – другие города и другие сцены.
Только через год «Современник» получил свою площадку. Здесь труппа использовала минимум декораций, на первом плане был актер, его игра. А занавеса и вовсе не было. В 1964 году театр Ефремова признали официальным.
В «Современнике» ставили Виктора Розова, Евгения Шварца, Анатолия Кузнецова и других авторов. У театра сформировался свой очень достойный репертуар. Они вполне соответствовали своему названию. Этим театром Олег Ефремов руководил до 1970 года.
Через 21 год Ефремов вновь пришел покорять МХАТ, в 1970 году его назначили главным режиссером театра, куда вскоре перешли Александр Калягин и Евгений Евстигнеев. Театр, если говорить сегодняшним языком, был не в тренде – многие актеры не были заняты в постановках, атмосфера в коллективе была напряженной, зритель шел в модные «Ленком» и Театр на Таганке. Олегу Николаевичу нужно было вывести театр из периода застоя.
Новый режиссер поговорил с каждым актером, после чего он обновил репертуар, создал «совет старейшин», задействовал в постановках большую часть актеров. В афише театра появились «Дульсинея Тобосская», «Наедине со всеми», «Обратная связь» и «Заседание парткома».
Ефремов оставил и классические постановки – «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» и другие. При этом, режиссер ставил эксперименты, например, смещал в пьесах акценты, работал с начинающими режиссерами – Марком Розовским и Романом Виктюком.
К 1980-м годом труппа театра очень разрослась, поэтому многие актеры не были задействованы в постановках. Это стало причиной ухода из МХАТа Алексея Петренко и Георгия Буркова, что стало ударом для Ефремова, ценившего каждого талантливого актера. Актеры попросту не могли сидеть без дела, обиделись и ушли. Бурков в те годы занимался сбором литературного наследия своего друга и коллеги Василия Шукшина, центр которого был создан в Москве. Работы у него хватало вне театра.
В итоге театр разделился на МХАТ имени Горького, во главе которого встала Татьяна Доронина и МХТ имени Чехова, которым продолжил руководить сам Ефремов.
После этого Олег Николаевич решил обновить репертуар, он вычеркнул из репертуара постановки, которые казались ему неактуальными. Это вызвало протест части актером. Театр покинули Екатерина Васильева, Александр Калягин, Анастасия Вертинская.
Однако в итоге пришлось сделать акцент на классику, так как хорошего современного драматурга Ефремову найти не удалось. Сам режиссер свою последнюю постановке «Три сестры» презентовал в 1997 году.
На протяжении всей карьеры Олег Ефремов снимался в кино. Его дебют – роль Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Его героя – правильный человек эпохи социализма. Это был один из привычных героев актера.
Но лирические образы Ефремова зритель полюбил куда больше разжалованный офицер и повеса Федор Долохов в «Войне и мире», доктор Айболит в сказке «Айболит 66», следователь Максим Подберезовиков а киноленте «Берегись автомобиля!».
В кино актер Ефремов играл легко и естественно. Зритель его обожал. В последний раз Олег Николаевич появился на экране в многосерийном фильме «Чехов и ко» в 1998 году.
Олег Ефремов был человеком творческим и влюбчивым. У него были романы с Ниной Дорошиной, Анастасией Вертинской и Ириной Мирошниченко, но ни одна из них не стала его супругой.
Первая официальная супруга Олега Николаевича – Лилия Толмачева. Брак с которой продлился недолго, детей общих не было. После расставания они сохранили хорошие отношения, Толмачева позже стала ведущей актрисой «Современника».
Во второй раз герой публикации женился в 1955 году на 19-летней журналистке Ирине Мазурук, которая стала его гражданской супругой и за три года совместной жизни родила дочь Анастасию, которая много позже стала театральным критиком.
Третья официальная супруга Олега Ефремова – актриса Алла Покровская, с которой он заключил брак в 1962 году. В семье родился сын Михаил.
Не стало Олега Ефремова 24 мая 2000 года в возрасте 72 лет. Он похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с Константином Станиславским.