«Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». За что одну из картин обвинили в плагиате

В середине 50-х на большие экраны вышли сразу несколько однотипных комедийных фильмов про Советскую армию.

Причем каждая лента обладала весьма схожим сюжетом, рассказывая историю непутевого деревенского парня, которого на протяжении всего хронометража перевоспитывали в «правильного» человека.

Так случилось, что на киностудии имени Горького и на «Ленфильме» параллельно занимались съемками фильмов, настолько похожих, что банальным совпадением это объяснить весьма проблематично. Хотя различия и были, например, в техническом плане.

В павильонах «Ленфильма» режиссер Анатолий Граник занимался съемкой черно-белой комедии «Максим Перепелица» с Леонидом Быковым.

Тогда как на киностудии имени Горького Иван Лукинский снимал своего «Солдата Ивана Бровкина» с Леонидом Харитоновым, причем в цвете, благо это позволял бюджет.

Фильмы появились в прокате с разницей в несколько месяцев. После показа «Солдата Ивана Бровкина» сценарист «Максима Перепелицы» Иван Фотиевич Стаднюк обвинил драматурга Георгия Мдивани, ответственного за «Бровкина», в плагиате.

— «Внезапно на свет появились два фильма-близнеца: цветной и черно-белый. С похожими сюжетами и расстановкой персонажей. Все знали, что в этой ситуации правда на моей стороне, ведь за 4 года до выхода «Перепелицы» я написал одноименную книгу».

— «Я не смог отмалчиваться и написал письмо в газету «Правда». Спустя время у Мдивани начались неприятности с партией. Потом он и вовсе мне позвонил и попросил прощения», — вспоминал Стаднюк.

Несмотря на обилие схожих моментов однозначно назвать эти фильмы одинаковыми нельзя. Кроме технической части, существенные различия имеются в характерах главных героев.

Если Иван Бровкин Леонида Харитонова больше смахивает на классического деревенского дурачка, которого тяжелые армейские будни превратили в бравого солдата, то вот Максим Перепелица Леонида Быкова — это хитрый парень с богатой фантазией, гораздый на выдумки, лишь бы не перестать жить за чужой счет.

Разумеется, на этом различия не заканчиваются. Можно вспомнить разные диалоги и второстепенных персонажей. В «Иване Бровкине» таким был колоритный колхозный наставник Захар Силыч в исполнении блистательного Михаила Пуговкина.

В «Максиме Перепелице» — восхитительный Георгий Вицин, гениально перевоплотившийся в деда Мусия, хотя был старше Леонида Быкова всего на 10 лет. Хотя умение Георгия Михайловича представать на экране в любых возрастах — было обычным делом.

В общем и целом на выходе получились два разных, но местами очень похожих музыкальных фильма, которые стали продуктом своего времени.

Оцените статью
«Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». За что одну из картин обвинили в плагиате
9 звёзд, которые пропали не просто так ‑ они готовились всех удивить