Малоизвестный фильм о бывшем зэке от автора «Вечного зова»

Писателя Анатолий Иванова знают в первую очередь по двум эпопеям — «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Экранизации этих книг давно стали каноническими многосерийным советскими фильмами, которые и сейчас пересматривают с охотой. А между этими двумя грандиозными работами вышел фильм режиссёра Семёна Туманова, тоже созданный по повести Иванова, — «Жизнь на грешной земле» (1973), но он, к сожалению, широкой известности не получил.

Сценарий написал сам Анатолий Иванов по одноимённой повести.

Героями истории снова стали жители послевоенной деревни, а в центре сюжета оказалось противостояние односельчан. Ещё до войны в деревне случилось ЧП: пожар уничтожил ригу. Виновником признали Павла Демидова, на которого указал его знакомый Денис.

Павел отсидел срок, отвоевал в штрафбате, а потом его дело пересмотрели и оправдали. На родину он вернулся спустя двадцать лет после трагедии, уже поработав на севере и усыновив детдомовца.

Тут-то и выяснилось, что оклеветавший его Денис женат на бывшей возлюбленной Павла Марии, живёт припеваючи, а прежде и вовсе был председателем сельсовета. И Павел надумал отомстить. Но не злом, а добром, хотя сам он за годы очерствел и ожесточился. В дело впутывается Мария и сельчанка-вдова Настя, которая, узнав Павла ближе, не смогла остаться равнодушной.

Ставить фильм поручили Семёну Туманову, мастеру глубоких мелодрам. Первая слава к нему пришла после выхода ленты «Алёшкина любовь» (1960), а закрепил успех фильм «Ко мне, Мухтар!» (1964).

В «Жизни на грешной земле» Туманов взялся за исследование природы совести и попытался вместе со сценаристом, а после и зрителями понять, может ли жить человек без совести и что может произойти, если разворошить давние события.

На главную роль, Павла Демидова, претендовал Владимир Высоцкий, но на «Мосфильме» Туманову намекнули, что эта кандидатура нежелательна. Тогда пригласили Анатолия Кузнецова.

Актёр не без интереса взялся за роль: такие персонажи, озлобленные и чёрствые внешне, местами даже жестоки, но сохранившие себя изнутри, в его фильмографии встречаются нечасто. Роль двуличного Дениса получил Евгений Шутов, а роли двух центральных героинь режиссёр предложил звёздным актрисам, с которыми уже сотрудничал на предыдущих фильмах: Марию сыграла Лариса Лужина, Настю, которую Анатолий Иванов придумал специально для кино, — Лидия Смирнова.

Выбор последней был немного странным.

Лидии Смирновой было тогда почти 60 (но справедливости ради отмечу, что на экране возраст совсем незаметен), а по сюжету Павел, Мария и Настя были примерно ровесниками.

Но, вероятно, для режиссёра принципиален был талант актрисы, да и грим сделала своё дело: Лидия Смирнова выглядит не старше Анатолия Кузнецова.

Интересно, кстати, что у актёров был разный взгляд на сюжет:

Анатолий Кузнецов, рассказывая о персонаже, говорил, что Павел если и любит до сих пор Марию, то скорей, как некое светлое воспоминание, как нечто эфемерное из прошлого, но не как реальную женщину. А вот Лидия Смирнова была уверена, что в сердце Павла ещё живут чувства к Марии,

и что он пронёс через ненастья настоящую любовь, ту, которая не может умереть. Поэтому и играли они, исходя из собственного видения событий.

«Жизнь на грешной земле» стала последней работой Семёна Туманова. Он успел завершить съёмки, но премьера прошла уже без него:

за несколько месяцев до выхода фильма режиссёр ушёл из жизни. Увы, эту картину всё-таки затмили мощные кинополотна Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, однако это незаслуженно. «Жизнь на грешной земле» красива (зимний лес — просто чудо! Снят не хуже, чем в «Морозко») и поучительна и определённо даёт поводы для размышлений.

Я читала, что

Лариса Лужина относила роль в «Жизни на грешной земле» к числу самых любимых, хотя её героине там досталось не на шутку, и в фильме есть весьма провокационный эпизод.

Когда правда о поджоге вскрывается, Денис, муж Марии, отправляет её к бывшему возлюбленному Павлу. Соблазнить, умаслить, умилостивить и заставить молчать. И Мария приходит. С бутылкой водки, готовая на всё. Павел приглашает её в лес и там грубо приказывает раздеваться, а потом и сам начинает расстёгивать ремень. И ради эмоций Анатолия Кузнецова в этой сцене фильм рекомендую. Кстати, завершится этот эпизод неожиданно.

А как вам эта жизнь на грешной земле?

Источник

Оцените статью
Малоизвестный фильм о бывшем зэке от автора «Вечного зова»
Поздно кусать локти: селебрити, потерявшие красоту в кабинете пластического хирурга