— Я полюбила другого и ухожу к нему жить,- сказала Наташа своей дочери.
— Что?! Как ты можешь, мама! — заплакала та. — Выбирай между мной и Кириллом!
— Конечно Кирилл,- спокойно ответила та.
Детство
Наталья Вилькина родилась в конце мая 1945 года в Москве. Ее маме, Тамаре Бундиковой, исполнилось восемнадцать, когда она встретила своего будущего мужа. Девушка была так хороша, что студент медицинского института Михаил Вилькин безумно в нее влюбился. Вскоре они поженились. Через год в семье родился сын Алик, а еще через два — дочь Наташа.
После войны Михаил доучился на врача-уролога. А его жена, также окончив мединститут, устроилась в санэпидстанцию. Но впоследствии стала известным в городе хирургом-гинекологом.
В семье было много разговоров на тему будущей профессии детей. Оба родителя мечтали, что Наташа и Алик продолжат династию и тоже станут врачами. Те не возражали и активно готовились. Но когда старший сын уже учился в выпускном классе, Михаил встретил другую женщину и ушел из семьи. Это стало большим ударом для всех. Особенно для любящей его дочери.
А тут еще и Тамара категорически не разрешила детям встречаться с отцом. Никак не могла его простить. Поэтому, когда встал вопрос выбирать институт, Наташа устроила демарш:
— Врачом больше быть не хочу. Пойду поступать в театральный,- заявила она ошарашенной маме.
Некрасивая…
Но в «Щуке», куда девушка принесла свои документы, ее не приняли, отметив, что абитуриентка, несомненно, талантлива, а вот внешние данные подкачали.
— Я некрасивая,- плакала она вечером, уткнувшись в плечо матери.
Но долго рыдать и жалеть себя было не в ее характере. Уже на следующий день Наташа устроилась в конструкторское бюро и целый год проработала чертежницей. Неизвестно, как сложилась бы ее карьера, если бы не одна встреча, перевернувшая всю ее жизнь.
В том же году Наташа познакомилась с молодым актером Театра имени Маяковского Игорем Охлупиным. Под Новый год молодой человек со своим приятелем зашел в гости к Алику. И хотя мужчина был значительно старше девушки, оба полюбили друг в друга с первого взгляда. В сентябре пара узаконила свои отношения, а через год в семье появилась дочка Алена.
Когда у Натальи родилась дочь, ей было всего девятнадцать и… никаких планов о будущей профессии.
— Знаешь, Наташка,- как-то заявил ей супруг. — Я думаю, тебе нужно вновь попытаться поступать в «Щуку». Наведешь марафет, станешь красоткой.
Наташа так и сделала — пришла на экзамен, сильно накрасившись. На этот раз в училище ее зачислили с совершенно противоположной формулировкой:
— Техника слабовата, но потрясающие внешние данные.
Вместе с ней азы актерства на курсе постигали Анастасия Вертинская, Никита Михалков и Николай Бурляев.
Ревность
Вилькина не была красавицей в общепринятом смысле этого слова: черты ее лица были неправильны и далеки от идеала. Но, по воспоминаниям коллег и друзей, она жутко нравилась мужчинам. Кроме того, обладала не по годам философским мышлением и житейской мудростью.
Представители мужской половины «Щуки», увидев ее, укладывались штабелями. Но Наташа была верна мужу и каждый раз спешила домой.
Главная роль в спектакле «Иркутская история» принесла Игорю Охлупину невероятную популярность. Поклонницы дарили ему огромные букеты, караулили у театра, а когда видели вместе с женой, посылали в ее адрес проклятия. Но Наташа не обращала на эти угрозы никакого внимания. Она верила супругу больше, чем себе.
Удивительно, но люди с разными темпераментами смогли прожить под одной крышей двадцать лет. Игорь был довольно закрытым, малообщительным человеком, стеснительным и деликатным. Ему не нужны были веселые, шумные компании, он любил домашний уют и готов был ради семьи на многое.
А вот Наташа, напротив, всегда была душой компании. Они были схожи только в одном – все драмы и обиды держали в себе. А потом происходили взрывы и выплески раздражения.
Пришла в их жизнь и ревность…
После завершения обучения в Щуке начинающая актриса была зачислена в Центральный академический театр Советской армии и почти сразу же стала получать главные роли. Ее блистательная Соня, героиня из пьесы «Дядя Ваня» покорила зрителей.
Режиссер постановки Леонид Хейфец стал ее другом и наставником, а она сама участвовала почти во всех его спектаклях. В своих воспоминаниях режиссер не раз отмечал, что Вилькина была одна из немногих актрис, которые буквально с полуслова понимали задумку режиссера.
Во многих спектаклях она играла вместе с Сергеем Шакуровым, обладателем просто невероятного мужского обаяния и сумасшедшей харизмы. Не могла это не почувствовать и Наташа. Но их связывали не только чувства другу к другу, была еще между ними и духовная связь. Шакуров, как и Вилькина, имел смелость говорить людям правду в глаза.
Когда Хейфецу пришлось закрыть спектакль «Два товарища» по произведению Войновича и покинуть театр, оба актера ушли из труппы вслед за ним. Уход из театра — очень серьезный поступок для начинающей актрисы, но Наташа ни разу не пожалела о своем решении.
Говорят, Сергей влюбился в свою партнершу настолько, что готов был даже бороться с законным мужем за ее сердце. Но та устояла. Даже на съемках фильма-спектакля «Обрыв» по роману Гончарова, куда их обоих пригласил все тот же Хейфец, дальше взаимной симпатии дело не зашло.
Пигалица
Вскоре актриса перешла в театр имени Маяковского, где также получала ведущие роли и зрительские овации. А через два года — в Малый театр, куда ее пригласил любимый режиссер Хейфец, обосновавшийся там после увольнения.
На роль Инкен Петерс в постановке «Перед заходом солнца» претендовала любимица тогдашнего директора театра Михаила Царева Нелли Корниенко. Но Леонид Ефимович уговорил руководителя отдать роль Вилькиной. И не прогадал! Спектакль имел огромный успех.
А вот в коллективе ее не приняли. Особенно коллеги-женщины относились с ревностью.
— Пигалица появилась тут,- шептались у нее за спиной.
— А вы слышали, как она с Равенских ( в ту пору главный режиссер театра) разговаривает?- возмущались другие.
— Как артистка Малого театра может так себя вести? Сидит нога на ногу, в драных джинсах и вечно с сигаретой…- подхватывали третьи.
Мужчины же, ощущая сексуальность молодой актрисы, пытались приударить, но тут же получали отказ. Конечно, были здесь у нее и друзья. Василий Бочкарев, Виталий Соломин и Валерий Носик просто боготворили Наташу. С ними она могла запросто вечером после спектакля загулять и приехать домой уже под утро.
Игорь бесился, устраивал сцены ревности. Так постепенно их отношения стали заходить в тупик.
Несмотря на то что Охлупин в своем театре тоже являлся ведущим актером и очень много работал в семье все внимание было сконцентрировано на его супруге. А уж если в их квартире намечалась шумная вечеринка, стеснительный Игорь старался уйти, убежать и приходил домой уже заполночь, когда гости расходились.
Невостребованность
В конце 80-х Хейфец перешел в Театр Советской Армии. Но на этот раз любимую актрису с собой почему-то не позвал. Вилькина осталась в Малом. И начала терять роли. Не реализовалась и в кино. Наташа приходила на пробы, но каждый раз слышала примерно следующее:
— У вас, Вилькина, социально непригодная внешность.
Актриса снялась всего в нескольких кинокартинах. Правда, сейчас уже не все их вспомнят. Одной из ярких работ стала роль в фильме Павла Любимова «Школьный вальс», где она воплотила маму главной героини.
К слову, на съемках Вилькина подружилась с тогда еще молоденькой Еленой Цыплаковой, сыгравшей ее дочь. Впоследствии они стали близкими подругами, несмотря на разницу в возрасте.
Основная же часть работ артистки в кино – это фильмы-спектакли, в которых ей нередко доставались главные роли в телепостановках «Марианна Колли», «Обрыв», «Заговор Фиеско в Генуе», «Фома Гордеев» и др.
У нее был шанс заменить ушедшую из «Современника» Татьяну Лаврову. Говорят, Галина Волчек несколько раз предпринимала попытку переманить Наташу в свой театр и даже обещала той роль Раневской в «Вишневом саде». Но та не захотела.
В предчувствии любви
Артистка много курила по несколько пачек в день и время от времени позволяла себе расслабится с помощью алкоголя. Иногда такие срывы оборачивались потерями. После спектакля «Заговор Фиеско в Генуе», ее пригласили в Германию на Шиллеровский фестиваль.
Перед прохождением комиссии, которая решала, выпускать или нет актеров за границу, Вилькина настолько перенервничала, что приняла немного алкоголя «для храбрости». Конечно, решение комиссии было не в ее пользу.
Дома тоже становилось невыносимо. Ссор и конфликтов в семье не было, но каждый из членов семьи жил своей жизнью.
— Господи, я испытываю какую-то безмерную женскую маяту,- жаловалась Наташа подруге. — Плыву по течению, и ничего хорошего в моей жизни не происходит.
Кирилл
И тут в ее жизни появился Кирилл.
— Наташ, у меня есть племянник, — физик, жутко скучный и нудный человек, весь в науке. Давай я вас познакомлю. Он как раз приезжает на симпозиум в Россию,- однажды заявила одна из старших подруг Вилькиной, француженка с русскими корнями (из эмигрантов).
50-летний Кирилл Чубар был родом из русской аристократической семьи, имел во Франции роскошную квартиру, престижную работу проректора в Орлеанском университете и… семью. Как выяснилось, он видел Наташу на фотографиях, и уже тогда она ему сильно понравилась. А уж когда побывал на спектакле с ее участием, то влюбился настолько, что сразу же сделал предложение.
— Я оставлю семью,- обещал он. — Хочешь, поедем во Францию. Или я могу переехать в Москву.
Развод и новая жизнь
До этого момента Наташа даже не думала о том, чтобы оставить мужа. Она мучилась, понимая, что Игорь останется одиноким. А еще очень переживала за дочь, так как и сама когда-то тяжело переживала развод родителей.
Но Кирилл не хотел даже слушать. Влюбленный мужчина мгновенно оформил документы на жительство в Москве и даже устроился преподавателем физики в школу при французском посольстве. После этого Вилькина уже не могла ему отказать.
Игорь Охлупин был буквально раздавлен предательством жены. По словам дочери Алены, в день развода мужчина заплакал на ее глазах. Она же в слезах кинулась к матери:
— Мамочка, умоляю, прости нас, только не бросай меня!
Но Вилькина выбрала новую любовь и ушла к Кириллу. Дочь осталась с отцом.
Что удивительно — после развода отношения между бывшими супругами стали налаживаться. Они остались близкими людьми друг для друга. И до самого конца общались как родственники. Правда, Игорь Охлупин так никогда и не женился, продолжая любить Наташу.
Да и ей понадобилось время привыкнуть к Кириллу. Несмотря на то, что француз просто боготворил жену и делал все для своей любимой, она еще долго всем говорила:
— У меня один муж — это Игорь. А Кирилл просто меня любит…
Новый муж постарался создать Вилькиной такие бытовые условия, каких никогда у нее не было: перевез в огромную дипломатическую квартиру на Кутузовском проспекте с шикарной мебелью и техникой. Старался привить ей французские традиции.
— Я всегда знала, что в прошлой жизни была француженкой,- смеялась она.
Последние годы
При этом менять старый образ жизни актриса не спешила: так же много курила, устраивала посиделки и домашние вечера. Только теперь их стол ломился не от жареного мяса и картошки, а от овощных салатов и сыра, которые так любил француз.
В последние годы жизни Вилькина совсем осталась без ролей в театре. Она сходила с ума от творческой невостребованности. Видя все эти мучения, муж неоднократно предлагал ей уехать во Францию, где ему по наследству от родителей досталось имение в предгорье Альп.
— Вот буду старой, обязательно переселимся туда,- отшучивалась Наталья.
Даже когда их попросили съехать с дипломатической квартиры, и они вынуждены были поселиться в комнате с обвалившимся потолком общежития Малого театра, Вилькина неизменно отвечала:
— Меня не беспокоит жилищный вопрос. Дайте мне ролей!
Ей было всего 45 лет…
Очередная поездка во Францию, куда артистка уехала с антрепризой «Лев зимой», кажется, принесла ей надежду. Наташе предложили роль Марии Стюарт в моноспектакле на русском языке. Ставить его должны были на родной сцене Малого театра. У актрисы открылось второе дыхание.
Но 7 апреля 1991 года она умерла… Это случилось прямо в холле родного театра, куда Вилькина пришла, чтобы обговорить с главным режиссером театра все детали постановки. Инсульт не оставил ей возможности даже прийти в сознание.
*
Друзья, близкие и коллеги были уверены, — Наталья, обладая тонкой душевной организацией, слишком близко все принимала к сердцу и держала в себе. Напряжение на работе, неурядицы дома, внутренняя неудовлетворенность негативно сказывались на ее психологическом состоянии. Ей было всего 45 лет…
Сегодня ее вряд ли вспомнят кинозрители, ей не довелось сыграть звездных ролей в кино. Коллеги же по работе и сегодня отзываются о ней не иначе как об «изумительном, редчайшем, неповторимом создании».