Мария Башкирцева. Молодая русская художница, флиртовавшая с Мопассаном

«Это была единственная роза в моей жизни…»: грустно отметил Ги де Мопассан, узнав о смерти Марии.

Несколькими месяцами ранее девушка затеяла переписку с великим писателем в качестве таинственной незнакомки и сумела так заинтриговать его, что он привязался к своей собеседнице.

Мария появилась на свет в 1858 году, но с легкой руки ее матери возникла путаница, приписывающая Башкирцевой 1860 год рождения. Местом ее рождения было село Гавронцы под Полтавой.

Отец Марии Константин Башкирцев был местным предводителем дворянства. Мать — Мария Степановна, урожденная Бабанина.

Девочка росла любимицей семьи. Родители потакали всем ее желаниям. Вся воспитания дочери они наняли двух гувернанток: француженку и русскую. Знание французского языка очень пригодится Марии спустя годы.

Марию обучали иностранным языкам, игре на рояле и рисованию. Она вспоминала, что постоянно рисовала. Когда к родителям приходили гости и все усаживались играть в карты, девочка начинала рисовать на зеленом сукне ломберного столика.

С самого детства Мария была увлечена идеей величия. Об этом она постоянно пишет в своем дневнике, который потом издадут, как книгу и будут перечитывать тысячи людей.

С тех пор как я сознаю себя — с трехлетнего возраста (меня не отнимали от груди до трех с половиною лет), — все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию. Мои куклы были всегда королями и королевами, все, о чем я сама думала, и все, что говорилось вокруг моей матери, — все это, казалось, имело какое-то отношение к этому величию, которое должно было неизбежно прийти

У отца с матерью были слишком эмоциональные отношения. В очередной раз поругавшись, Мария Степановна забрала детей (Марию и ее брата) и ушла к своим родителям.

Чуть позже, горюющий и не смирившийся с разрывом Константин Башкирцев украл детей из имения тестя, надеясь, что жена вернется. Не вернулась. Был скандал, детей вернули матери.

У свободной Марии Степановны возник поклонник в виде старого холостяка Фаддея Романова. Он был очень богат и возил понравившуюся молодую женщину в Краков.

Окружающие думали, что скоро они соединятся в браке, но семья Марии (речь о матери главной героини) придумала хитрый план и женила Фаддея на ее младшей сестре Надин.

Вскоре после свадьбы Романов умер, а сказочно обогатившиеся родственники Надин, включая Марию Степановну с детьми, быстро поехали за границу. Все делалось в спешке, чтобы родные покойного не успели опротестовать завещание.

Путешествие по европейским странам вылилось в желание пустить там корни. Через некоторое время семейство обосновалось в Женеве.

Для Марии (возвращаемся от матери к дочери) наняли учителя рисования, дабы ее увлечение перешло на более профессиональный уровень. В ту пору Мария начала писать свой дневник:

К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда, остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.

В 1876 году Мария возвращается в Россию и заезжает в гости к своему отцу. К тому моменту она уже превратилась в девушку, считающую, что мир вертится вокруг нее.

Она легко находит контакт с родителем и позже счастливо пишет в своем дневнике:

Для человека сорока пяти лет, имеющего такой характер, он сделал серьезный шаг, выставив любовницу, с которой жил три года, из-за девочки, которую почти не знал

Если я не одержала других побед, то одержала победу над отцом: он говорит, он ищет моего одобрения, слушает меня со вниманием, позволяет мне говорить все что угодно о своей сестре Т. и соглашается со мной

Но ни отец, ни страна Марию не задержали.

В 1877 году Мария Башкирцева едет в Париж и поступает в Академию Жулиана. В то время во Франции Академия Жулиана была единственным местом, где девушка могла обучаться живописи. Башкирцева была счастлива.

Наконец я работаю с художниками, настоящими художниками, произведения которых выставляются в Салоне, которым платят за картины и портреты, которые даже дают уроки. Жулиан доволен моим началом. “К концу зимы вы будете делать очень хорошие портреты”, — сказал он мне. Он говорит, что его ученицы иногда не слабее его учеников.

Спустя 11 месяцев художница выставляет свои работы в Салоне среди ученических работ и получает награду в виде золотой медали.

Осень. 1883 год. Мария Башкирцева.

Помимо живописи Мария увлекается скульптурой, интересуется политической сферой жизни и ведет насыщенную жизнь. Она постоянно при деле, считая своим девизом «ни минуты покоя».

Казалось бы, что Мария идет верно по намеченному пути и впереди ее ждет слава, которую она так жаждала, но у судьбы были иные планы…

С 16 лет Марии поставили диагноз туберкулез. И если сперва он дремал в организме, то после двадцати лет начал давать о себе знать. Возможно, из-за идущего по ее следам призрака смерти, Мария торопилась все успеть сделать.

Я ведь хочу жить во что бы то ни стало и не смотря ни на что; Я не страдаю от любви, у меня нет никакой мании, ничего такого. Я хотела бы быть знаменитой и пользоваться всем, что есть хорошего на земле… ведь это так просто.

В России имя Марии успело прославиться при жизни. Ее картина «Жан и Жак — дети приюта» была помещена на обложку журнала «Всемирная иллюстрация».

Мария проживала яркую жизнь, она влюблялась, творила, получала признание, но на все это ей был отведен минимум времени. Выйти замуж она не успела, хотя проживи она еще лет десять, то явно сыграла бы свадьбу. Девушка была необычайно влюбчивая и эмоциональная.

Незадолго до своей смерти Мария затеяла переписку с Ги де Мопассаном.

Милостивый государь! Читая вас, я испытываю блаженство. Вы боготворите правду и находите в ней великую поэзию. Вы волнуете нас, рисуя столь тонкие и глубинные движения человеческой души, что мы невольно узнаем в них самих себя и начинаем любить вас чисто эгоистической любовью.

Это был не первый ее опыт переписки от лица анонима. Мария любила такое практиковать с интересными ей мужчинами.

Уже год, как я собираюсь написать вам, но… неоднократно мне приходила мысль, что я переоцениваю вас, а потому не стоит и браться за перо. Но вот, два дня назад я прочла в “Голуа”, что некая дама удостоила вас изящной эпистолой и вы просите адрес этой прелестной особы, чтобы ответить ей. Я тотчас почувствовала ревность.

Ги де Мопассан был заинтригован. Мария умело манипулировала его вниманием. Она сразу расставила все точки над «и», сказав, что они никогда не увидятся, но при этом ненароком оборонила, что она обворожительно хороша собой. Будучи ловеласом, писатель попался в ее сети.

В конце концов писатель понял с кем общается. Конечно, он хотел встретиться с Марией, а она раздумывала. Но они оба были обречены. Она умрет раньше, а он позже. Его разнузданный образ жизни даст свои страшные плоды.

Мария может быть и решилась бы на встречу, но здоровье резко начало сдавать.

Я сдерживаюсь и борюсь; но сегодня утром, мне казалось, я было на миг от того, чтобы сложить руки, лечь и ни за что больше не приниматься…

Осенью 1884 года Мария сокрушенно написала в дневнике, что все кончено и в 1885 году ее похоронят. Но она ошиблась. Жить ей осталось лишь месяц. Она умерла 31 октября 1884 года. На момент смерти ей было 25 лет.

В память о Марии Башкирцевой осталось более 150 картин. Что-то было утрачено во время войны, что-то хранится в частных коллекциях, а часть работ находится в музеях Франции и США.

Оцените статью
Мария Башкирцева. Молодая русская художница, флиртовавшая с Мопассаном
Их считали «дурачками»: 10 звезд, которые отставали по учёбе в школе