К началу восьмидесятых почти 60-летний Эмиль Брагинский входил в число самых востребованных драматургов. Уже вышли и стали зрительскими хитами комедии Эльдара Рязанова по сценариям Брагинского, а фразы, в них прозвучавшие, превратились в крылатые.
Но сценарист работал не только с постоянным коллегой Рязановым, но и с другими режиссёрами. Правда, когда в 1982 году его сценарий «Нежданно-негаданно», утверждённый на «Мосфильме», отдали начинающему режиссёру Геннадию Мелконяну, он был удивлён.
В активе Мелконяна была всего лишь одна короткометражка, полнометражного кино он ещё не снимал, так что эта работа была для него дебютом. К тому же Мелконян был младше Брагинского на два десятка лет, так что драматург опасался, что им будет сложно найти общий язык.
Однако в итоге всё сложилось. Ещё на этапе проб стало понятно, что сценарист и режиссёр смотрят на историю схоже и героев видят одинаково.
Эмиль Брагинский отмечал, что ему импонировал подход Геннадия Мелконяна: на пробы он приглашал актёров серьёзных, но с чувством юмора, при этом не разрешал им слишком вольные импровизации и придерживался сценария.
Результатом стал отличный актёрский ансамбль, где большая часть исполнителей уже была знакома Брагинскому.
Одним из первых получил приглашение Юрий Богатырёв. Интересно, что Юрия Богатырёва
всегда считали, да и поныне считают, актёром огромного диапазона, которому под силу сыграть кого угодно, но вот комедийных образов в его фильмографии не так уж много.
Фактически до «Нежданно-негаданно» у него была лишь одна такая роль — в картине «Родня» (1981).
Главной героиней стала Татьяна Догилева, тоже уже зрителям известная и часто снимавшаяся, хотя её поистине звёздный час, комедия «Блондинка за углом» (1984), был ещё впереди.
Именно Татьяна Догилева и сыграла простую работницу московской сберкассы Жанну Капустину, которая нежданно-негаданно стала обладательницей бесценной коллекции антиквариата, завещанной ей дядей из Куйбышева.
Столь обеспеченная невеста сразу же привлекла внимание старых и новых знакомых, претендующих на роль жениха.
Среди претендентов на руку Жанны и её коллекцию оказались: бесцеремонный бывший жених, осознавший, что настала пора вернуться, в исполнении Леонида Ярмольника,
элегантный, но немного развратный сосед-антиквар, в образ которого идеально вжился Александр Ширвиндт,
постоянный посетитель сберкассы и небескорыстный художник, которого сыграл Сергей Мартынов.
Также не прочь были приобщиться к наследству проходимец с внешностью Игоря Ясуловича, вечно стреляющий деньги сосед-библиофил, которого изобразил Олег Анофриев, и оценщик из скупки (Павел Винник).
Ещё, конечно, нельзя обойти вниманием коллегу по работе и приятельницу Жанны, которой стала Галина Польских.
Галина Польских обычно играла героинь положительных, приятных, симпатичных, но здесь её Валентина Сергеевна — дама неоднозначная, настрой которой меняется ото дня ко дню.
Хотя присоединиться к тем, кто считает эту женщину противной и гадкой, я не могу: всё же Валентина Сергеевна отказалась от даровых денег, хотя они ей были нужны.
В роли другой подруги Жанны, Светы, которая и принесла весть о наследстве, снялась Светлана Петросьянц.
По любопытному совпадению несколькими годами раньше Галина Польских и Светлана Петросьянц сыграли мать и дочь в комедии Аллы Суриковой по сценарию всё того же Эмиля Брагинского «Суета сует» (1979).
В маленьких ролях ищите Евгения Шутова (управдом в Куйбышеве), Татьяну Конюхову, которая тогда снималась нечасто (соседка), Татьяну Ташкову (бывшая жена нотариуса в исполнении Юрия Богатырёва), Марию Виноградову (юрист в Куйбышеве).
Ещё на этапе подбора актёров Эмиль Брагинский оценил экранный пару Богатырёв-Догилева.
Стройная и спортивная Татьяна и большой, немного грузный Юрий смотрелись с одной стороны чуть комично, а с другой — на удивление гармонично.
««Нежданно-негаданно» — фильм на вечную тему о том, что не в деньгах и не в богатстве счастье. Счастье — в умении (а может быть, в везении) найти другого, близкого человека».