Михаил Названов: актер, умевший беречь режиссеров и коллег, ушел слишком рано

Жизненный и творческий путь советского актера Михаила Названова – яркий пример искренней любви к своей профессии и служения искусству. Он не оканчивал театральных вузов и училищ, он всему научился на сцене у своих старших товарищей.

В 1931 году 17-летний парень, вчерашний студент музыкального техникума, пришел в Малый театр, где его зачислили во вспомогательный состав. Не поверите: уже через 9 лет Михаилу Названову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

И, как оказалось, присвоено вполне заслуженно – потому что эти девять лет – годы упорной и плодотворной работы в столичных и периферийных театрах. Молодой актер успел поработать в МХАТе, Городском театре Ухты, Симферопольском театре имени Горького, в Театре имени Моссовета, Драмтеатре имени Пушкина в Москве.

У Михаила Михайловича была особенность – он не отказывался от ролей – считал, что в любой роли можно найти толк для себя и для зрителя. У Названова было хобби, которому он был привержен не меньше, чем к театру – актер любил читать. Из каждой поездки домой он привозил книги, которые постоянно. Каждый день читал в дороге на гастролях.

Помимо театральных выступлений Михаил Названов давал концерты, он отлично пел песни советских и зарубежных авторов, поэтому мог два часа держать зал сольным выступлением. К 1940-м годам он стал одним из самых известных артистов театра, кино и эстрадной сцены.

Редкая работоспособность и разносторонние таланты позвонили Михаилу Михайловичу быстро заявить о себе в мире советского искусства. Своими ролями в кино и в театре Названов как будто собирал в копилку разнообразные человеческие характеры и сложные судьбы. Но, как говорили коллеги, ни один из этих образов не был похож на самого актера.

Он мог без особых усилий сыграть множество персонажей, которые были похожи на него. Но актер не рвался к таким ролям.

— Он любил преодолевать материал, ощущая его сопротивление, радовался победе над ним. Он стремился к решению сложных творческих задач, связанных с внутренней перестройкой, — писали о Михаила Названове советские киноведы.

Ему хорошо удавались властные и жестокие люди – Гульд («Русский вопрос»), Николай I, Александр I и Александр II, капиталист Рябушинский («Жуковский»), а также героические характеры – Мотыльков («Слава»), Сергей Луконин («Парень из нашего города»). Легко Михаил Михайлович играл авантюристов, акробатов, жуликов самых разных мастей.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Названов сыграл роль Олеко в популярной пьесе Каца и Ржешевского «Олеко Дундич». В этой роли в Театре имени Моссовета на актера обратил внимание режиссер Сергей Эйзенштейн.

Сергей Михайлович искал исполнителя на роль князя Андрея Курбского для фильма «Иван Грозный», и кандидатура Названова показалась Эйзенштейну подходящей.

Во время подготовки к съемкам актер успел сняться в фильме Александра Столпера «Жди меня» в роли Андрея Панова. Эта роль стала первой работой Михаила Михаийловича в кино.

С этих пор актер полюбил кино, а его – режиссеры. Вот что об этом актере говорил известный актер и режиссер Владимир Басов:

— Работать с Названовым интересно не только потому, что он – восприимчивый актер. Он был широко эрудирован, интеллигентен, много и о многом знал, умел интересно рассказывать. Своей особой манерой говорить, доброжелательностью и жизнерадостностью, он вносил ощущение радости от общения с ним, — говорил его коллега. – Он берег режиссера, его нервы, берег партнеров по съемочной площадке.

Весной 1961 года в Харькове снимали фильм «Битва в пути» Владимира Басова. Съемочная группа жила в большой гостинице, к которой каждое утро подъезжали автобусы, чтобы отвезти киношников на Харьковский тракторный завод, где проходила часть съемок.

Михаил Названов играл в фильме директора завода Вальгана. Коллеги говорили, что он проводил все дни на съемочной площадке, хотя только половина дней были для него съемочными.

Актер прожил всего 50 лет, из которых больше тридцати отдал театру и кинематографу. Михаил Михайлович Названов ушел в середине лета 1964 года в расцвете сил, недожил, недоиграл… Причиной смерти стали последствия сложной хирургической операции.

Источник

Оцените статью
Михаил Названов: актер, умевший беречь режиссеров и коллег, ушел слишком рано
Студенческая любовь нерушима: Крепкие актёрские браки