Начало пути
Армен Джигарханян появился на свет 3 октября 1935 года в Ереване. Своего отца мальчик не знал — тот ушел из семьи, когда сыну было всего три месяца. Мать, Елена Васильевна, в одиночку растила ребенка, заменив ему целый мир.
Несмотря на суровое военное время и бытовые тяготы, женщина никогда не жаловалась на судьбу и учила этому сына. Будучи заядлой театралкой, старалась посещать спектакли и водила мальчика с собой. Так постепенно Армен влюбился в сцену. И уже подростком точно знал, что непременно станет актером.
— Ну что это за легкомысленная профессия — актер,- недоумевали учителя и знакомые.
Но парень никого не слушал и сразу же после окончания школы отправился поступать в ГИТИС. Правда, его не приняли еще на стадии собеседования, заявив, что с таким сильным кавказским акцентом в ГИТИСе делать нечего. А ведь в родном Ереване Джигарханян учился в русской школе. Да и дома мама разговаривала с ним на исключительном классическом литературном русском языке.
Мог ли кто-то тогда из приемной комиссии предположить, что этот узнаваемый акцент и характерный тембр голоса станет отличительной «фишкой» Джигарханяна, его изюминкой?!
А тогда после неудачного поступления молодой человек вернулся домой и устроился помощником оператора на киностудию «Арменфильм».
— Все, что ни делается, — все к лучшему,- поддержала сына Елена Васильевна.
Но уже в следующем году Армен поступил в Ереванский художественно-театральный институт, где все преподаватели тут же отметили его актерский дар. Здесь он познакомился и подружился с будущим режиссером Эдмоном Кеосаяном.
Первые шаги на сцене
Уже на первом курсе судьба привела Джигарханяна в театр, в котором он прослужил 13 лет. Знакомый актер из Русского Драматического театра вынужден был уехать и попросил его выйти вместо себя в эпизодической роли пьесы «Иван Рыбаков».
Всего одна фраза: «Товарищ капитан, вам телефонограмма» была сказана так, что после возвращения приятеля в труппе предложили остаться и молодому актеру. Студента даже зачислили в штат с окладом в 69 рублей.
Здесь талант Армена оценили по достоинству. Прошло немного времени, и актер уже принимал участие во всех постановках. Его игрой восхищались партнеры, зрители и критики. О нем восторженно писали местные газеты. А билеты раскупались буквально за считанные часы. Посмотреть на начинающего артиста в шекспировском «Ричарде» съезжались зрители со всей республики.
Первая любовь
На работе Армен впервые влюбился. Прима труппы Алла Ванновская была на 14 лет старше своего 21-летнего воздыхателя. Имела мужа, у них рос сын. Но пылкого юношу это не остановило. Они стали встречаться.
— Это первая женщина, которая ворвалась в мою любовную жизнь, -говорил он позже.
Казалось, судьба улыбается молодому человеку: и с любимой женщиной, и на работе все складывалось удачно. Вот только не знал он тогда, что Алла скрывает от него свое наследственное заболевание, которое передается из поколения в поколение (хорея, его еще называют пляской святого Витта).
Популярность Джигарханяна набирала обороты. У него появились поклонницы, к которым Алла безумно ревновала. Именно тогда у женщины начали проявляться первые признаки нервной болезни. Тем не менее это не остановило ее, и она забеременела.
— Сынок, у вас скоро будет ребенок, вам нужно оформить с Аллой отношения. А то нехорошо, что люди скажут…,- требовала от сына Елена Васильевна.
Армен всегда слушался мать. Так случилось и в этот раз. Когда Ванновская была на девятом месяце беременности, они расписались. Но, хотя брак официально зарегистрировали, жили раздельно. Он с матерью, она с сыном в комнате, доставшейся после развода с мужем.
Родившуюся малышку назвали в честь мамы. Армен навещал Леночку и жену. А когда последняя, заболев, ушла из театра, полностью взвалил на себя их содержание. Он очень переживал за маленькую дочку. Но много внимания уделять ей не мог. Чтобы как-то отвлечь себя от тяжелых мыслей, с головой уходил в работу: брался за любые предложения, никогда не отказывая коллегам. Такими темпами актер очень быстро стал знаменитостью в родном городе.
Долгожданная телеграмма
Армена манил мир кинематографа. Несмотря на то что первые роли не принесли известности, а фильмы, в которых он снимался, не оставили отклика в сердцах зрителей, Джигарханян не падал духом и воспринимал свои работы как полезный опыт.
Сам Армен Борисович всегда считал своим настоящим дебютом фильм «Здравствуй, это я!», входивший в серию картин для Каннского кинофестиваля. Да, он не получил призов, зато артиста Джигарханяна заметили столичные режиссеры. В частности, на него обратил внимание Анатолий Эфрос, руководивший в то время московским «Ленкомом». И тут же направил ему пригласительную телеграмму.
Местные партийные руководители настоятельно уговаривали своего любимого земляка остаться, обещали комфортабельную квартиру в Ереване, главные роли, звания и другие блага. Кроме того, в театре шёл самый разгар сезона. Но такой шанс осуществить свою давнюю мечту Армен упускать не хотел.
Таня
Была и еще одна причина уехать. Совсем незадолго до вызова в Москву Джигарханян влюбился в заведующую литературной частью театра Татьяну Власову, незадолго до этого приехавшую в Ереван из Москвы.
Гражданский муж Татьяны был режиссером, намного ее старше. Когда у них вспыхнул роман, мужчина состоял в браке. Но это влюбленных не остановило. Вместе они уехали сначала в один город, потом в другой, пока, наконец, режиссера не пригласили в Ереванский русский драмтеатр. Здесь у пары родился сын Степан.
Джигарханян был отнюдь не Аполлоном. Короткая шея, грубо слепленное лицо, маленький рост. Но на сцене, казалось, он возвышался над всеми. Конечно же, Власова сразу обратила внимание на талантливого и харизматичного актера.
Он же чуть ли не каждый день, встречая ее в театре, о ее чувствах к нему даже не догадывался. Пока между ними не произошел один интересный разговор. Таня пожаловалась Армену, что ей скучно, на что тот ответил:
— Я знаю одно средство от скуки. Вам надо влюбиться.
— А я уже влюблена,- призналась та.
И, помолчав, добавила:
— В вас!
Роман завертелся стремительно. В театре о нем не догадывались. Боялась Татьяна говорить правду и мужу. Но еще больше испугалась, когда Армен получил приглашение от Эфроса.
— Не позовет с собой,- подумала женщина.
Джигарханян и правда некоторое время был молчалив и задумчив. И лишь спустя несколько дней вдруг заявил:
— Все, едем со мной в Москву!
Колебалась ли она тогда? Ни секунды! В тот же день объявила мужу, что уходит от него к Армену. А после позвонила матери, чтобы она приехала и забрала годовалого внука Степана к себе на время.
Переезд в Москву
Столица встретила гостей прохладно. Актера поселили в маленькой каморке без туалета при «Ленкоме». Хорошо, если удавалось пообедать супом у новых друзей: Александра Ширвиндта, Михаила Державина или Льва Дурова. Они, как могли, поддерживали новичка не только в бытовом плане, но и на сцене. Эфрос тоже сдержал свое слово и тут же ввел нового артиста сразу в три спектакля.
С Ванновской Армен развелся и тут же отвел Татьяну в ЗАГС. Через некоторое время семье дали хоть и малогабаритную, но четырехкомнатную квартиру на Арбате. И как только они туда въехали, супруга привезла в Москву сына. Армен принял мальчика, дал ему свою фамилию и отчество.
Прекрасные отношения были у него и с женой. Практически с первых же дней супруги дали себе клятву, что будут доверять друг другу. И она была не напрасной, учитывая, что у Тани частенько закрадывались подозрения о неверности мужа. Но как только она заводила об этом разговор, то слышала от него следующее:
— Нельзя жить с человеком, которому не веришь!
И она верила!
И она верила! К тому времени Армену все чаще стали приходить предложения от режиссеров кино. Он становился суперпопулярным, и ей приходилось буквально отгонять от мужа многочисленных поклонниц.
— Мне ничего от вас не надо, только бы ребеночка родить,- писали они ему в письмах.
Находились «доброжелатели», нашептывающие и о том, что Джигарханян имеет по любовнице в каждом городе, где снимается.
— Как ты все это переживаешь?- как-то спросила Татьяну подруга.
— Все очень просто. Он боится меня потерять,- ответила та.
Татьяна и правда обладала мудростью, постаравшись не раствориться в муже, как это обычно бывает. Имея два диплома за плечами(актерского и театроведческого факультетов) женщина много занималась самообразованием. Выучила английский язык на вечернем в инязе, занималась переводами. Долгое время преподавала в модельном агентстве актерское мастерство.
Вместе с этим совершенно не мыслила свою жизнь отдельно от Армена. Это она пристрастила его к путешествиям. Вместе супруги объездили чуть ли не всю Европу на машине: оба просто обожали скорость и были прекрасными водителями. Вместе учили роли. Татьяна подавала мужу реплики, подсказывала музыку для спектаклей, читала книги и потом в лицах пересказывала их содержание.
Разногласия
В семье начались разногласия, когда в их квартире поселилась Елена Васильевна. А вскоре и тяжелый недуг, поражающий нервную систему, привел Аллу Ванновскую к психиатрической больнице. Дочь Лена была вынуждена переехать к отцу.
Сам он не принимал участия в воспитании детей, был страшно занят, много снимался. Поэтому этим занималась его мать. Вот только ее отношение к Степану носило совсем не дружелюбный характер. К тому же Татьяна чувствовала, что ее отгораживают и от воспитания Лены. Бабушка старалась продемонстрировать девочке, что мачеха ее не любит.
В их доме напрочь отсутствовало порицание, а любое замечание внучке воспринималось Еленой Васильевной в штыки.
— Я — мать! Лена живет со мной, я за нее в ответе,- пыталась достучаться до свекрови Татьяна, но тут же натыкалась на ее сердитый и недовольный взгляд.
Проблемы на работе и в семье
Власова старалась не вмешивать мужа в женские разборки. Тем более в «Ленкоме» наступил кризис. Из-за конфликта с чиновниками художественного руководителя отстранили от должности, несмотря на то, что ранее Эфрос поднял и возродил умирающий театр.
Опальный режиссер ушел в театр на Малой Бронной, забрав с собой группу ведущих актеров. Джигарханян остался покорять сцену без поддержки режиссера и друзей, но благодаря своему таланту смог удержаться в труппе.
Актер такого дарования, конечно, не мог остаться незамеченным. Судьба распорядилась так, что главный режиссер театра им. Маяковского Андрей Гончаров увидел Армена в спектакле «Мольер». И тут же пригласил в труппу театра, на сцене которого Джигарханян сыграет потом свои лучшие роли.
Гончаров, как никто ценивший таланты, стал сам задействовать Джигарханяна во всех своих постановках. Да так часто, что другим режиссерам почти не удавалось заполучить такой самородок в свой спектакль. Их творческий союз продлился почти тридцать лет, а многие спектакли, в которых играл актер, были «долгожителями». Например, постановка «Трамвай желание» ставился на протяжении четверти века.
Кино
А вот успех в кино давался Джигарханяну нелегко. Он возвращался из театра домой выжатый, как лимон, терял голос. Его приходилось буквально выхаживать всей семьей. А параллельно проходили не менее изматывающие съемки. Здесь был другой ритм, шире аудитория, больше известности и популярности.
Сразу после главной роли чекиста Артузова в фильме «Операция «Трест» на актера посыпались различные предложения от режиссеров. Соотечественник и друг по институту Эдмонд Кеосаян предложил Армену роль штабс-капитана Овечкина в продолжении нашумевшего приключенческого фильма о неуловимых мстителях.
После выхода этих работ на экраны ему покорилась студия «Мосфильм» и открылись двери других киностудий страны. Семья видела мужа и папу на экране чаще, чем дома. Кино целиком захватило Армена.
Всего за десять лет он снялся более чем в полсотни фильмов и сыграл различные характеры — от авантюристов и пройдох до серьезных, порой трагических персонажей. Невозможно забыть его хитреца Тристана из «Собаки на сене» или алчного судью Кригса из комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». До середины 80-х Джигарханян снимался в режиме от четырех до восьми фильмов ежегодно.
Даже в отрицательных ролях артист нередко затмевал собой главных героев, собирая симпатии зрителей на стороне своего персонажа, как в фильме «Тегеран-43».
У каждого его образа появлялся характерный неповторимый взгляд, жест или интонация, делающие злодея ярким, выразительным и запоминающимся. Сам же актер не считал себя гениальным, а некоторые свои образы недолюбливал и считал неудачными. Например, он называл безжизненной маской главаря банды из сериала «Место встречи изменить нельзя».
Кроме того, Джигарханян занимался и озвучиванием мультипликационных фильмов. Благодаря легкому акценту и выразительному узнаваемому тембру голоса Армена Борисовича нередко приглашали на озвучивание персонажей мультфильмов. Это он подарил свой голос волку в сказке «Жил-был пес», дядюшке Мокусу в мультсериале про поросенка Фунтика и, конечно, Джону Сильверу в приключенческом мультфильме «Остров сокровищ».
Трагедия
Его работоспособность поражала коллег и зрителей. Однако родным очень не хватало его внимания. Вот и Лена страдала без отцовского внимания, скучала. Их отношения складывались непросто. Девочка выросла, начались гулянки, она стала где-то пропадать.
А еще она нуждалась не только в заботе, но и в серьезном лечении, ведь болезнь матери передалась и ей. Ею надо было заниматься. А вместо этого в их доме главенствовала «сердобольная» бабушка.
Отец попытался было однажды устроить ее судьбу и пристроил дочь на работу в массовку театра. Однако между ними нередко вспыхивали ссоры и недопонимания по поводу романтических увлечений Елены.
В канун нового 1988 года в семье случилась трагедия. Единственная дочь актера вместе со своим возлюбленным отравились выхлопными газами работающего двигателя, когда грелись в гараже. Намеренно это было, в порыве ссоры с отцом или случайно, сейчас уже никто сказать не может. Премьеру спектакля, в котором он должен был играть с дочерью, пришлось отменить.
Эта потеря подкосила Армена Борисовича и осталась непроходящей болью на всю жизнь. Двадцать лет спустя он передал свою боль в фильме Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» через экранного героя, также потерявшего дочь.
Новое дело
И снова от тяжелых мыслей он спасался в работе. Джигарханян никогда не мечтал быть режиссером, тем более руководителем своего театра. Но волею судьбы ему пришлось взвалить на свои плечи и этот груз. В 1991 году Армену Борисовичу предложили преподавать во ВГИКе.
Правда, из-за несогласия с руководством по методам обучения долго на должности не проработал. Мастер не мог оставить свой первый и единственный курс без поддержки перед дипломным спектаклем и в 1996 году организовал театр для своих студентов. Ради этого он ушел из театра Маяковского после 26 лет службы и начал первые постановки собственной труппы на сцене «Ленкома».
Некоторое время новый театр гастролировал по стране, а затем сформировался драматический театр под руководством Джигарханяна, прозванный «Театр «Д» (с 2021 года вошел в состав Московского театра сатиры).
Но первая труппа театра, ради которой он и был создан, стала вести себя слишком вольно. Актеры позволяли себе конфликтовать, выпивать, опаздывать или вовсе не выходить на репетиции. Никакие разговоры и просьбы наладить дисциплину не имели эффекта, и Армен Борисович был вынужден пойти на радикальные меры.
Он уволил самых заядлых прогульщиков и нарушителей, в первых рядах которых был его приемный сын Степан. Молодой человек не имел актерского образования, да и не горел желанием идти по стопам родителей, а вскоре переехал в Америку, где стал зарабатывать игрой в покер.
Основной деятельностью Армена Джигарханяна стало руководство театром и организаторская работа. Но, несмотря на загруженность, продолжал сниматься в кино. Рекордным оказался 1992 год, в течение которого он снялся в 15 картинах! Часто его упрекали в том, что он без раздумий берется за любой сценарий и снимается в пошлых картинах, на что артист неизменно отвечал:
— Это такая же работа, как и все другие, и ее надо делать.
Одиночество
В 2002 году актера настиг еще один удар судьбы — смерть любимой мамы. Больше всего Армена Борисовича мучило сознание того, что из-за загруженности он не смог быть рядом с ней. А вскоре прямо в театре он почувствовал себя плохо, его сразил инсульт. Актер вынужден был прекратить работу и лечь в больницу.
Ухаживать за ним приехала сестра Нара, так как незадолго до печальных событий жена Татьяна уехала жить в Америку. Она и мужа уговаривала переехать туда. Там семья приобрела небольшой домик с садом. Но его переезд все откладывался. Несколько лет они жили случайными встречами. Но перелеты через океан становились все более утомительными, а отчуждение все заметнее.
Одиночество стало постоянным спутником актера. Все время и силы отдавались кино и театру. Джигарханян стал ощущать внутреннее опустошение и выгорание. Появились хвори и болезни, на которые раньше он не обращал внимание. В тот момент в его жизни и появилась последняя любовь и последнее разочарование…
Вита
По словам Виталины Цымбалюк-Романовской, в Армена Борисовича она влюбилась еще школьницей. В один из приездов театра им. Маяковского на гастроли в Киев юной студентке музыкального училища удалось познакомиться с ним лично.
Но только спустя 10 лет Виталину пригласили в театр Джигарханяна в качестве концертмейстера. К тому времени она с мамой переехала из Киева в Москву и с удовольствием согласилась поработать под руководством знаменитого артиста.
С появлением хрупкой, обаятельной девушки, почти ребенка, стареющий и дряхлеющий от одиночества и усталости руководитель преобразился на глазах. Он как будто обрел новые силы, снова стал улыбаться и радоваться жизни. Вскоре поползли слухи, что худрук влюбился в молоденькую пианистку, годившуюся ему во внучки.
Джигарханян не был склонен к сентиментальности, но Виталина совершенно точно стала для него близким, незаменимым человеком, последней любовью и привязанностью.
— Моя девочка, ты же и так знаешь, что я тебя люблю,- говорил ей разменявший восьмой десяток актер .
Репортеры осаждали театр в надежде получить хоть какие-нибудь сплетни о романе. В прессе появлялись кричащие заголовки о том, как молодая любовница крутит Джигарханяном и заправляет всеми делами и финансами в театре. Когда же актер снова попал на больничную койку с микроинсультом, вместо жены Татьяны рядом оказалась Виталина.
Она взяла на себя заботы и уход за больным, помогла ему выйти из кризисного состояния и вернуться на сцену. Трудности сблизили их. И после развода с Татьяной в феврале 2016 года они узаконили свои отношения.
Счастье и разочарование
Пара казалась счастливой, не разлучалась ни на работе, ни дома. Без мнения Цымбалюк-Романовской не принимались важные решения. Управление делами театра Армен Борисович также полностью доверил молодой супруге, которую учредитель театра Департамент культуры вскоре назначил на пост директора.
Во всех интервью он говорил, что Виталина необходима ему как воздух. А все попытки убедить его в обратном пресекал.
Были и другие мнения. В близком окружении пары поговаривали, что Джигарханян, хоть и смирился с назначением жены на пост директора, в душе бунтовал. За годы руководства он привык к волюнтаризму. Кого хотел — миловал и приближал, кого хотел — гнал в шею. Практически ни один режиссер с ним не сработался, особенно те, кто обладал индивидуальностью.
Тем не менее именно при ней Армен Борисович восстановил все прерванные из-за болезни дружеские связи с Александром Калягиным, Эдвардом Радзинским и Марком Захаровым. Виталина частенько выводила мужа на публику. А в театре часто собирались гости.
Тяжелый конец
Что на самом деле произошло в этой паре и почему Джигарханян впоследствии называл молодую супругу своим самым большим разочарованием, до сих пор овеяно слухами и домыслами. По его словам, жена лишила его квартиры и театра, оказалась воровкой и мошенницей.
Начался судебный процесс и нездоровый интерес публики к личным проблемам.
— Моя любовь к нему родилась в одно мгновение. Двадцать с лишним лет я жила этим человеком, боготворила его. Но чувства к нему пропали ровно в тот момент, когда он на всю страну стал оскорблять меня,- говорила позже Виталина.
После скандального брака и развода актер сильно сдал, все чаще и чаще начали возникать проблемы со здоровьем. В работе приходилось делать длительные перерывы. Споры и различные ток-шоу, полоскание имени Джигарханяна, зачастую в негативном ключе, довели его до гипертонического криза.
Для поддержки бывшего мужа из Америки вернулась Татьяна Власова. Простив мужу развод и невнимание, она ухаживала за ним. Но здоровье уже было подорвано, и в ноябре 2020 года он скончался. По просьбе народного артиста близкие похоронили его на Ваганьковском кладбище рядом с дочерью.
«Мы — разные животные. Она — не человек!» Чего только обо мне не писали в желтой прессе: Джигарханяну было плохо, а жена бросила его одного, даже кота любимого увезла в Америку и ни разу не приехала к больному. Так не хочется остаться оболганной! Если б мы могли поговорить, я бы ему все рассказала…