Хотим поговорить о судьбе артиста СССР и РФ, педагога, режиссера — Всеволода Шиловского. Наверное, мало кто сможет вспомнить это имя, но лицо актёра вспомнить смогут многие. Не только все кино и театральные роли этого артиста захватывают. Как оказалось, вся жизнь актёра — как отдельный роман, который годится для культовой кинокартине.
Как говорится на оф.сайте Всеволода Николаевича, он сам подсчитал, что родился аж 3-ы.
Первый раз мама родила его 3 июня 1938 в Москве. Второй раз во время Великой Отечественной войны, когда семью эвакуировали на барже, маленький Всеволод, убегая от родителей, провалился в люк и чудом выжил, его успел подхватить рядом стоящий матрос.
И третий раз, будучи уже в зрелом возрасте, его серебристый БМВ обстреляли бандиты. Гангстеры перепутали автомобиль Шиловского с машиной других бандитов и открыли огонь.
После этого случая артист перешёл на отечественный автопром. Но давайте вернемся к детству Всеволода Николаевича, именно в это время у него появилась мечта стать актёром. Во многом этому поспособствовал его педагог в кружке Дома пионеров, который и привил любовь к искусству юному Всеволоду и подарил билет на сцену.
В 1961 году Всеволод Шиловский окончил Школу-студию МХАТ и вскоре был приглашен в его труппу. Так театр стал для Шиловского вторым домом на целых тридцать лет. В стенах московского художественного театра Всеволод раскрылся не только как блистательный актер, но и как режиссёр. Параллельно Шиловский работал и в качестве педагога.
Вместе с учениками школы-студии, Всеволод поставил спектакль «Медея» и вскоре на эту работу обратил внимание великий актер и режиссёр Виктор Станицын, с протекции которого Шиловский дебютировал и в качестве режиссёра МХАТа, поставив такие спектакли как: “Свои люди сочтемся«, «Волоколамское шоссе«, «Тихо репетируем Толстого» и многие другие.
Дебют в кино Шиловского состоялся в семейной драме режиссера Василия Пронина «Наш дом» (1965), где Всеволод исполнил небольшую роль пассажира. В то время для актера была главным в жизни была работа в театре и он принципиально не желал снимается в кино. Так что до 1980-х Всеволод очень редко появлялся на экране. Хотя по его словам, кино спасло его в тот момент, когда «прикрыли» его любимый МХАТ. Из воспоминаний Всеволода Николаевича:
Я могу сказать, что это счастье. Это мне повезло. Потому что когда рухнул МХАТ, мой МХАТ, очень с высокой планкой, то если бы не возник кинематограф в моей жизни, от которого я осознанно, профессионально отказывался всю жизнь, случилась бы беда
Так начался новый виток в творчестве Шиловского, в котором на первое место вышел кинематограф, после чего Всеволод Николаевич полюбил его настолько, что был постоянно занят на съёмках. Его разноплановые роли от Антонио Россини в художественном фильме «Никколо Паганини» до собутыльника Коли в мелодраме «Влюблён по собственному желанию» производят сильнейшее впечатление.
Но лучшим периодом в кинокарьере Шиловского стала работа с режиссёром Петром Тодоровским. И хотя Всеволод Шиловский, как правило, снимался в небольших ролях, все они были очень яркими и многогранными. Сотрудничество таких неординарных личностей вылилось в очень разные и предельно искренние картины.
После роли Гриши в фильме «Военно-полевой роман» Всеволоду писали даже фронтовики, высоко оценивая его работу и удивляясь тому, как не прошедшему войну актёру удалось перенести на экран все те эмоции и чувства, которые они испытывали.
А посли роли положительного персонажа, фотографа Паши, из картины «Любимая женщина механика Гаврилова«, артиста засыпали письмами, адресованными не Шиловскому, а просто Паше. Люди рассказывали о своих трудных судьбах и внутренних переживаниях.
А вот диаметрально противоположной для Шиловского стала роль отца Тани, Николая Зайцева, в фильме «Интердевочка«. Но даже отрицательный образ папаши-вымогателя зрители все равно оправдывали сложившимися жизненными трудностями персонажа картины.
Практически все герои Всеволода Шиловского разноплановые, стоит вспомнить его роль главаря банды в криминальной комедии «Барханов и его телохранитель«, где персонаж Всеволода Николаевича раскрывается на экране целой гаммой эмоций. Он коварный и хитрый, но в то же время обаятельный и порой смешной. Но всё это под силу сыграть только настоящему мастеру.
Карьера режиссера
Параллельно хорошо складывалась и режиссёрская карьера Всеволода Шиловского, которую он с легкостью перенес с театральной сцены в кинопроизводство. Его дебют в качестве кинорежиссёра состоялся еще в 1970-е, когда он снял один из первых телесериалов в СССР под названием «День за днем«, который рассказывал о судьбах жильцов московской коммунальной квартиры. Во многих своих картинах Всеволод Шиловский снимался и сам, исполняя главные роли, например, в таких фильмах, как «Избранник судьбы«, «Линия смерти» и другие.
Картины Всеволода Шиловского всегда имели успех у зрителей, стоит вспомнить об искромётной комедии «Миллион в брачной корзине«, где режиссер собрал отличную команду актёров. Или очень популярную в начале 1990-х ленту «Кодекс бесчестия«, которая повествует о финансовых махинациях в кругах партийных чиновников.
В “нулевые”, после небольшого перерыва, Всеволод Шиловский вернулся в режиссуру и в 2001 году снял мини-сериал “Люди и тени”. В этом фильме он сыграл главную отрицательную роль — человека, который украл у государства миллиарды долларов.
Вскоре Шиловский начал активно сниматься в большом кино и сериалах, старательно избегая штампов и повторов. В “Каменской” он исполнил роль мафиози Павлова, а в следующем сериале “Марш Турецкого” блестяще сыграл роль генпрокурора Российской Федерации. Зато в фильме “Ростов-папа” Шиловский уже предстал в образе “слуги народа”, Коли-депутата.
Что касается личной жизни Всеволода Шиловского, то он три раза был женат. Его первой супругой стала популярная актриса Евгения Уралова. Но спустя несколько лет семейной жизни у Евгении начался бурный роман с Юрием Визбором, и супругам пришлось расстаться.
Затем Шиловский женился на актрисе и певице Нине Семёновой, которая была его студенткой. В этом браке родился сын Илья, который в дальнейшем стал режиссёром. К сожалению, Нина злоупотребляла алкоголем и Всеволод развёлся с ней.
Третьей супругой Всеволода Шиловского стала арфистка Наталья Цехановская, в этом браке родился сын Павел, который сейчас живёт в США и занимается кинобизнесом. Аглая Шиловская, внучка Всеволода Николаевича, стала известной актрисой театра и кино. Также у Шиловского есть внучка Дарья и внук Михаил.