Могила Леонида Гайдая спустя 28 лет после ухода мастера

На данный момент неподражаемый Гайдай один из лучших наших режиссеров.

Конечно, отчество деятеля искусства, Иович, намекает на его семитское происхождение, однако положа руку на сердце, замечу, что самого будущего мага режиссуры считать чистокровным евреем ни в коем случае нельзя, ибо матушка мастера Мария Ивановна Любимова была простой русской бабой, простите за выражение, появившейся на свет на прекрасной Рязанской земле.

Да и вообще, кто сказал, что отец Леонида был иудеем? Доказательств практически нет.

В общем, паренек с младых ногтей видел себя на кинематографической стезе, при этом будучи на редкость застенчивым и чурающимся коллектива ребенком, ко всему прочему нуждающимся в работе с логопедом.

Война с Гитлером, вероломно напавшем на нашу страну, разразилась, когда юноша только-только ушел со двора железнодорожной школы славного Иркутска, и вскоре Леня бьёт фашистов в рядах красной армии.

Причем мои слова не являются преувеличением. Так, на Калининском направлении, служа в разведке, Гайдай геройски показал себя во время одной из кровопролитнейших битв, а спустя пару месяцев нарвался на мину врага и был тяжело ранен.

Вернувшись в столицу, молодой фронтовик вливается в дружные ряды студенчества ВГИКа, в котором постигает основы искусства режиссуры.

Хотя, врать не буду, в кино Гайдай дебютировал в качестве актера, появившись в 1955 году в чудесной доброй ленте Бориса Барнета “Ляна”.

Чего уж там кривить душой, первые опыты Леонида в кинопостановке—картины “Долгий путь” и “Ветер” — были встречены критикой и зрителями без особого восторга, а из-за ленты “Жених с того света” и “Трижды воскресший” он и подавно получил по шапке от проникнутого насквозь духом марксизма-ленинизма начальства.

Взлет же мужчины к вершинам успеха стартовал с уморительной до колик короткометражки “Пёс Барбос и необычный кросс”.

Сотрудничество с великолепной самобытной троицей, состоящей из Вицина, Моргунова и Никулина, впоследствии продлилось в других работах мастера, которые вошли в золотой фонд комедийного отечественного кино и доныне  доставляют несказанное удовольствие и стару, и младу— “Самогонщики”, “Операция «Ы» и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”. Замечу, что Никулин украшал также и съёмочную площадку Гайдаевского фильма “Бриллиантовая рука”, который аналогично причисляется к коллекции вышеупомянутого фонда.

Помимо этого детищами постановщика являются другие доныне пересматриваемые массовым зрителем работы -, к примеру, чудесная экранизация “12 стульев” 1971 года и превосходный “Иван Васильевич меняет профессию”.

Искрометной комедией “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди”, увидевшей свет после того, как усилиями Горбачева и Ельцина великий и могучий Союз приказал долго жить, режиссер попрощался с работой, так сказать, на фабрике грез.

Между тем, в суровых и в некотором смысле жутких 1990-х годах всё существование мастера перевернулось с ног на голову.

Денег на Мосфильмовское кинопроизводство давали всего ничего, так что подобно подавляющему числу служителей прекрасного той поры Леонид Ильич начал влачить чуть ли не полунищенское существование.

Ибо на создание собственного производственного объединения либо киностудии постановщик принципиально не шел.

Подобно большинству в ту пору Гайдай остро осознавал ненужность скорей не лично себя, а всей собственной методики работы, своего сценарного стиля, специальных требований к артистическому исполнению в преобразившихся до неузнаваемости социальных и политических обстоятельствах.

На данной почве, естественно, с новой силой дали о себе знать все хронические болячки уже немало пожившего на этом свете мастера.

Не прошло и двух месяцев после довольно успешной премьеры на экранах страны его последней ленты “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди”, как поздней промозглой осенью мужчину госпитализировали в одно из лечебных учреждений первопрестольной со значительными перебоями в работе миокарда и воспалением легких.

Почти каждый день к любимому наведывалась жена — наша превосходная артистка Нина Гребешкова.

Как-то раз в часы приема режиссер спокойно беседовал с супругой по поводу каких-то бытовых вопросов, как неожиданно забился в приступе кашля и тут же его не стало.

Сорвавшийся с катушек тромб, коварно перекрывший легочную артерию мастера прервал нить жизни 70-летнего кинодеятеля.

Прилюдное прощание с гениальным постановщиком состоялось 24 ноября 1993 года в Доме Кино.

Окруженный многочисленными пышными венками гроб торжественно и скорбно возвышался на сцене, и бросался всем в глаза разместившийся за ним чуть ли не в два метра высотой чёрно-белый портрет Гайдая, изображающий его молодым, хотя уже и понюхавшим пороху парнем.

Последний приют деятель искусств нашел 24 ноября 1993 года на не особо статусном Кунцевском кладбище столицы. Видать, на Троекуровский, Ваганьковский и Новодевичий погост у близких режиссера денег не хватило.

Замечу, что участок со скорбным пристанищем постановщика выделяется живительным островком-оазисом декоративных цветов и кустарников, тогда как доминирует в композиции гранитное отполированное до блеска черное надгробие.

На небольшой плите с прямыми углами помещена пара изящных стел с односторонним изгибом. Более высокая из них приметна выгравированными фамилией усопшего и датами его жизни- 1923-1993.

Стелы же соединяет узорчатый ленточный орнамент из металла, к которому публика умудряется прикреплять живые и искусственные цветы.

В общем, монумент многим пришелся по душе именно по причине его простоты и неброскости ( хотя во вкусе его изготовителям ничуть не откажешь ), а ведь и сам режиссер жил скромно и тихо, и так же скромно и без особого шума его провожали и в последний путь.

С большим удовлетворением отмечу, что близкие режиссеру по духу люди и те, кому он преподавал основы мастерства, то и дело наведываются к последнему приюту мастера, поэтому ни о каком беспорядке и запущенности на его могиле и речи не идёт.

Хотя вот наш замечательный Дмитрий Харатьян, с определенного момента наглухо завязавший с выпивкой, порядку не способствует, постоянно оставляя на участке мэтра пачку сигарет довольно престижной марки.

Режиссер ведь дымил как поровоз, в конечном счёте это его и сгубило. А так бы, глядишь, и до 90 дотянул.

Ну да, знать, сигареты бомжи забирают, так что в плане мусора ничего страшного..

Леонид Иович, любим и помним. Покойтесь с миром.

Оцените статью
Могила Леонида Гайдая спустя 28 лет после ухода мастера
«У дочери начались приступы»: многодетная звезда «Дома-2» Алена Ашмарина рассказала, почему отказалась от няни