Беспримерным танцевальным мастерством Владимира Шубарина восхищались даже маститые и именитые артисты Большого.
Этому летающему и пружинящему человеку все было по плечу: головокружительные туры, поразительные пируэты, ошеломительные прыжки, до миллиметра выверенный степ, особо непринужденная манера держаться на сцене в образе улыбчивого рубахи-парня—заслуживали только бурных и продолжительных аплодисментов, если не оваций.
Знаменитый Михаил Лавровский писал в предисловии к автобиографической книге нашего героя: «В любом виде творчества существуют самородки. В искусстве танца таким самородком, безусловно, был Владимир Шубарин.»
Пройдемся же вкратце по вехам жизненного пути артиста, прежде чем обратиться к главному.
Славный город носящий имя великого и гениального Сталина, то бишь Сталинск, ныне Новокузнецк стал местом рождения Вовы 23 декабря 1934 года. С младых ногтей Шубарина танцы становятся для него всем, заменяя и купанье в речке, и загородные походы, и игру в снежки.
А вот от самодеятельности, так сказать, притопывания и прихлопывания он был просто без ума. А позже и забугорный джаз завладел воображением парнишки, хотя родину предавать у него никогда и в мыслях не было.
В творческом плане Владимир рос не по дням, а по часам, и в один прекрасный день талантливый юноша оказывается в танцевальной секции легендарного, родившегося ещё в царское время хора имени Митрофана Пятницкого, чья популярность достигла наивысшей точки в страшные годы Великой Отечественной.
Замечу, что начинающий артист никогда не стоял на месте, там где-то что-то подсмотрит, отсюда какой-то прием возьмет в свой арсенал, здесь кто-то с ним щедро поделится опытом.
Например, на дембель Шубарин пошёл подлинным знатоком солдатских танцев, хоть в ансамбль песни и пляски Советской Армии, получивший имя Александрова в 1946 году, устраивайся. Кстати говоря, окончив экспериментальный класс Московского хореографическогл училища, туда и направил молодой человек свои стопы.
Краснознаменный коллектив часто посещал с гастролями зарубежные государства, и это Володе с его пытливым и жаждущим нового умом было только на руку. Вскоре он берет на вооружение многие приемы и методы передового танцевального искусства той поры.
Публике особенно импонировала стилистическая универсальность Шубарина, причем его ни с чем не сравнимая индивидуальность просто потрясала воображение.
А уж про сложность его программы и говорить нечего—если её оценивать, например, по критериям фигурного катания, оценка 6 с двумя плюсами ей бы подходила в наилучшей степени.
Однако, не меньшего балла заслуживала и артистичность Владимира—легкость и естественность исполнения вкупе с харизмой улыбчивой доброжелательности не могли не покорять сердца зрителей.
После судьбоносного и знаменательного полета Гагарина в космос артист переходит в Москонцерт и с собственной танцевальной программой «Танцы в современных ритмах» берет новые творческие высоты на радость сонму почитателей его блестящего таланта.
А сколько стран наш герой с имеющими повсеместно грандиозный успех выступлениями объездил, мама дорогая, чуть ли не четыре десятка.
И причем большинство из них в те времена, когда Монголию с Болгарией то простому советскому человеку было проблематично посетить, не то что там из заграниц не вылезать.
Где-то года за три до Московской Олимпиады-80 танцор пытается самоутвердиться в своем дебютном сольном танцевальном проекте, а вслед за его неудачей запускает более основательную и надежную «Танцевальную машину».
В которой, безусловно, солирует и является, так сказать, гвоздем программы.
Кстати говоря, обладал наш герой и довольно приятным голосом. Унисон вокала его и примадонны отечественной сцены, имя которой слишком известно, чтобы его здесь упоминать, в культовой ленте Александра Орлова 1978 года «Женщина, которая поёт» доныне звучит в наших ушах.
А вообще талантливый во всём, за что бы он не брался, Шубарин занимался стихотворчеством, подобно заправскому барду создавал чудесные песни и сам же их представлял перед публикой, записал три альбома («Неожиданный поворот», 1987; «Сидячий образ жизни», 1988; «Мое открытие Италии», 1990), превосходно исполнял в последний период жизни номер «Стаккато», сопровождаемый чудной музыкой Раймонда Паулса, сочетая отточенный степ с мастерской игрой на ударных.
Помимо вышесказанного, артист время от времени появлялся на кино и телеэкранах, а в ленте «Опасные гастроли» он и подавно составлял компанию близкому ему по духу человеку Володе Высоцкому, с семьёй которого у него было много точек соприкосновения.
К сожалению, Бог не дал нашему герою детишек. Может быть, сам он был и не против продолжить свой род, однако спутница жизни артиста Галина, как говорят, по неизвестной причине это отнюдь не одобряла.
Хотя, между нами говоря, познакомившись с кровинушками Марины Влади, женщина чуть было не изменила мнения: «Мы с моим Володей весьма равнодушны были к молодому поколению, поэтому и не обзавелись детьми, но когда я увидела детей Марины, то потом сказала: «Детей такой красоты я бы усыновила».
У них были совершенно фантастические лица с абсолютно волчьими раскосыми глазами. Младшему из них Марина что-то по-французски сказала, и он подошёл ко мне и подал шубку.»
Где-то проскочила фраза из интервью женщины одному из изданий, смысл которой свелся к тому, что она ответила согласием на предложение руки и сердца Шубариным спустя три недели после их первой встречи в пику предыдущему её кавалеру, который отказался брать её в жены.
И подтолкнула её к данному шагу мысль о том, что коли не сейчас, то когда же?
Но, между прочим, ухаживал Владимир знатно—чуть ли не каждый день осыпал любимую цветами, был сама галантность, нежность и чуткость, а его бесчисленные комплименты и подавно ощущались головокружительно прекрасными.
Замечу, что дама сердца мастера окончила цирковое училище, после которого работала в акробатическом дуэте с Л.Аракеловым.
Цитирую женщину: «Вообще-то я акробатка. Волею случая я стала вести концерты. Потом, когда у Володи стало не хватать времени на переодевание, мне пришлось начать читать стихи, потом стала директором концертных программ».
Галя заправляла всем в их искрометной, эффектной и эффективной «Танцевальной машине», концерты и гастроли мужа также находились под её неусыпным контролем.
Да и дома они жили душа в душу, а на небольших размолвках и расхождениях во взглядах останавливаться не хочу, идеальных семей не бывает. Даже в раю такого не наблюдалось. У Адама с Евой.
Не могу не упомянуть и об одной пикантной подробности, которая прозвучала в разговоре Галины с «Экспресс-газетой». Оказывается, спали муж и жена по инициативе артиста отдельно.
Цитирую женщину: «Я тоже поначалу удивлялась, но Володя говорил, что отдыхать надо отдельно, а вместе ложиться только для определенных целей. Так и повелось. На даче мы спали в разных комнатах. Утром я к нему заходила полежать, а вечером он ко мне заходил полежать.»
Между тем, тяжёлый артрит изводил артиста и практически не давал ему танцевать в последние годы его славной и полной испытаний жизни. Стало ясно, что без операции по замене изношенного донельзя сустава не обойтись.
Увы и ах, финансы у семьи пели романсы, и не видя иного выхода артист обратился в письменном виде к гаранту нашей стабильности и благосостояния товарищу Путину, и врать не буду, материально подсобить обещали.
А пока если все же кровь из носу необходимо было выйти на сцену, то исполнять движения Шубарину приходилось с короткой ногой, он даже придумал специальный алгоритм танца, дабы со стороны ничего не было заметно.
И получалось так, что заметно прихрамывающий в обычной жизни танцор, на сцене двигался безупречно естественно как ни в чем не бывало.
Обширный инфаркт прервал нить жизни мастера непосредственно во время транспортирования его в небезызвестный Склиф, куда его везли на неотложке после того, как на даче мужчины в живописных подмосковных Белых Столбах ему неожиданно стало резко плохо.
Причем вышеуказанный диагноз вкупе с отказом кишечника был поставлен Шубарину в местной больничке, откуда артиста и направили в столицу.
Прощались с покойным же в камерной негромкой обстановке в Центральном доме работников искусств, а свой последний приют он обрел на Востряковском кладбище первопрестольного града.
Причем, обратите внимание, все хлопоты по организации более-менее достойных проводов мужчины в последний путь полностью легли на плечи его ближайших родственников, в то время как Москонцерт и Минкульт устранились так, как-будто их и рядом не стояло.
Хотя некролог в газете «Культура» представители этих организаций подписали. О, как. Проявили участие, так сказать, сердобольные наши.
Если же говорить точнее, хорошая знакомая пары Альбина Ян посодействовала в скорбной миссии. Из-за ограниченности в средствах Новодевичий погост близкие танцора не потянули. И, конечно же, не обошлось без претензий недовольных поклонников Шубарина и обвинений в скупости.
Что же касается старой знакомой мастера танца Аллы Пугачевой, то об ее отсутствии при прощании с мужем Галины последняя высказалась перед корреспондентом «Экспресс-газетой» так:
«А о ком она вообще вспоминает? Она вспоминает тогда, когда ей выгодно перед камерами засветиться. Или если много звезд на похороны придут. Например, Кобзон прислал хороший венок, из Франции звонила Марина Влади. Из-за границы очень много людей позвонили или прислали свои соболезнования. На Западе Володю ценили больше, чем здесь.»
Что же касается непосредственно последнего приюта артиста, то скорбь скорбью, но его вид доставляет вам ощутимое эстетическое удовольствие. Не нашел информации, кто покоится бок о бок с магом танца, вполне вероятно, судя по овалу портрета на надгробном камне, это мама Владимира, хотя могу и ошибаться.
Памятник, находящийся непосредственно над могилой танцора, актера и певца изящно исполнен из черного камня, вероятно, супруги были далеки от веры, ибо никаких её атрибутов и знаков на надгробии не замечено.
Но вот символический занавес, спускающийся к подножию стелы поистине хорош, кроме того, обратите внимание, оставлено место для портрета Галины и для последних цифр даты её возможного ухода. Хотя, тьфу, тьфу, женщина жива-здорова, и дай Бог проживет до ста без бед и старости.
Ну и правильно, помните, в случае с Куравлевым, тоже место для него было предусмотрено и в могиле и на надгробном камне над последним пристанищем его опередившей супруги.
Почти двадцать лет прошло со дня ухода кристалла превосходного таланта, но участок ухожен (по состоянию на сентябрь 2021года), отличается чистотой, порядком и живостью флоры в цветнике.
Значит, поклонники не оставляют любимца своим вниманием, ибо, думается, вдове Шубарина лично заниматься могилой супруга в силу возраста не особо под силу.
Ну а закончить я хочу пронзительными строками нашего героя:
«О, приятная грусть… О святая тоска…
Постарел, ну и пусть – седина у виска
Я на годы свои наплюю свысока.
Колокольни мои – тишина чердака…
О, тоскливый удел! Унавоженный быт…
Этот – долго сидел, тот – в окопе убит
Да и я жил, как все. При закрытых дверях.
Да притоптывал снег в разных очередях…
Прокатилась, пронеслась песня юная,
Да за тучки убралась ночка лунная
Ни у Черта не спросил, ни у Бога я :
«Сколько вынула ты сил, жизнь убогая!»
Надоели зеркала… рожа старая…
Неужели ты прошла, разудалая?
Ах ты, молодость моя — конь сиреневый!!!!
Постарели мы, друзья, не ко времени…»
Благодарю за внимание.