В великом и могучем Союзе республик свободных актер Владлен Бирюкова пользовался заметным успехом. Не будем кривить душой, его нельзя причислить к сонму сверхзнаменитых и суперталантливых звёзд отечественного артистического мира, но его ценили, любили, уважали. И в том числе за то, что каждой роли он отдавался от и до, полностью и целиком, до каждой клеточки своего до поры до времени не ведавшего усталости организма.
1970-80-е годы—поистине пора расцвета для нашего героя. «Молодая жена», «Горячий снег», «Вечный зов», «Две строчки мелким шрифтом»—в данных киноработах актер буквально сверкал. На сцене он также был не менее блестящ. Всегда на позитиве, излучая энергию и благодушие. И вряд ли кто из публики подозревал, что у него постоянно сердце не на месте, а ну душе то и дело скребут кошки.
От своего лицедейского дела Владлен Бирюков был действительно без ума. Как, впрочем, и от представительниц прекрасного пола, причем не только от законных спутниц жизни, но и вообще от женщин как тех, кто способен тебя вдохновить, окрылить, придать новые творческие силы. И в таком контексте мимолётные интрижки у актера следовали одна за другой. И, увы и ах, он совсем не задумывался о том, каковы было при этом его бедным официальным женам, как они страдали, терзались и мучились.
Артист был уверен в своей неотразимости и считал, что дамы перед ней просто обязаны преклоняться. Так что не прикладывая особого труда, чтобы завоевать трофей, он, достигнув заветного, моментально устремлялся к следующему объекту желания.
Да что там говорить, какой-то нездешний магнетизм обаяния, которому невозможно сопротивляться, привлек к молодому человеку его будущую спутницу жизни Люду Колесникову буквально при первой их встрече. Ответные чувства Владлена казались девушке искренними и чистыми. Хотя родителей юной особы от парня что-то оттолкнуло, какая-то его несерьезность, юношеская безбашенность, что ли, и они попытались отговорить дочь от рокового, по их мнению, шага, союза с этим записным покорителем женских сердец.
Маме с папой Людмила перечила в редких случаях. Однако, зов страсти подчас подавляет голос рассудка. Находясь в полной власти кавалера, девушка согласилась зарегистрировать отношения втайне. В общем, родители девушки узнали о случившемся тогда, когда идти на попятную было уже поздно.
Увы и ах, любовная лодка пары вскоре стала то и дело натыкаться на семейный быт и давать течь. Когда белый свет огласила криком рождения дочурка пары Надюшка, её отец как-будто специально стал из дома бежать сломя голову. Все хозяйственные дела и забота о наследнице полностью легли на плечи Люды. Папа же либо отдавал, либо подпитывался. Отдавал очередным экранно-сценическим образом, подпитывался от очередной дамы сердца.
И вот вам, пожалуйста, предостережение родителей зазвучало в ушах женщины с новой силой. Людмила не била посуду, не выносила сор из избы, однако, сколько же пролила горьких слез, мама дорогая.
Вспомнились, кстати, слова бабушки Агафьи из ленты «Молодая жена»: «…И с любовью с мужиком тяжело, а уж без любви…» Когда же «доброжелатели» донесли жене Бирюкова, что некая периферийная артистка родила Владлену дочурку, которую тот поначалу не принимал, так сказать, на свой счет, чаша терпения Люды переполнилась.
Хотя положа руку на сердце, надо заметить, что ей портили кровь не столько постоянные походы благоверного налево, сколько его греховная тяга к огненной воде и дурная привычка распускать руки.
Цитирую Колесникову: «Когда первый раз поднял на меня руку, простила. Второй — нет. В 1977 году подала на развод. Хоть мы и развелись, еще девять лет жили вместе, даже спали на одной кровати. Меня все считали его женой. Друзья и знакомые решили: дочка растет, надо отделяться, развелись, чтобы ей квартиру сделать».
Вместе с кровинушкой, с повинной головой, которую как известно, меч не сечёт, она из светлой и вместительной трёшки Бирюкова, которую с подачи театра, где он служил, выделило ему государство, уже было собралась возвращаться к матушке с батюшкой. Однако, в данном случае актер поступил в высшей степени благородно, оставив жилплощадь бывшей супруге и наследнице, сам же покинул родные пенаты с двумя коробками кухонной утвари и видевшим виды выцветшим ковром.
А через некоторое время у Бирюкова неожиданно просыпается совесть, он проникается самыми тёплыми чувствами к Надюшке и начинает на выходные брать её с собой на прогулку, в кино, в цирк, благо бывшая особо не препятствовала их общению.
Меж тем, снявшись потрясающе пронзительно и првдоподобно в ролях работящего и хозяйственного вдовца, оставшегося с маленькой дочкой, и пламенного коммуниста Якова Алейникова в картинах «Молодая жена» и «Вечный зов» соответственно, к вершинам популярности мастер роли стал подбираться всё ближе. Отечественное кино в ту пору цветет и пахнет, да и душа Владлена требует праздника, радости, нового источника вдохновения. И в качестве такого он видит очаровательную Таню, родившуюся на три десятка лет позже нашего героя.
Между нами говоря, Татьяна, хорошо осведомленная о любвеобильности избранника, пасовать и не думала, хотя, как она сама рассказывала, на рожон не лезла и звонки бесстыжих дам сердца, предупреждавших её о том, что ее супруг нынче ночует у них, с железной выдержкой парировала следующими словами:
«Ну и чудненько, у плиты лишний раз не стоять».
Конечно житье с Бирюковым было не сахар, завязывать с алкоголем он также не собирался, однако худо-бедно были они вместе в радости и горе около двух десятков лет. С другой стороны, жили не расписываясь, ибо, по словам Татьяны, «чести этот брак не делал, скрывала эти отношения, потому что Владлен выпивал.» Когда же Бирюков почувствовал, что ему осталось коптить небо на этом свете всего ничего, в начале осени 2005 года они всё же наведались куда следует и поставили соответствующий штамп в паспорта.
А ведь тогда от былой популярности актера остались лишь рожки да ножки. Да и слава покорителя женских сердец ушла в небытие. Здоровье артиста стало давать один за другим сбои, на театральной сцене видеть его были не рады, да и в кинематографе с определенного момента он стал абсолютно чужим. В общем, полное отторжение.
Если раньше Владлен пил от радости и полноты чувств, теперь старался снять спиртным тяжесть невостребованности с души и как и в случае с первой спутницей жизни не чурался рукоприкладства. Затем у него диагностировали злокачественную опухоль и мужчина и подавно перестал вставать с постели.
Одному из изданий Татьяна поведала следующее: «Он избегал обследований. Когда обнаружили рак, было поздно: четвертая стадия. Владлен рассказывал, что получил травму в молодости: упал во время спектакля на грудь как раз тем местом, где позже образовалась опухоль».
Оба-на. И этот упал. Недавно я писал о судьбе актера Виктора Степанова, Ломоносова нашего экрана. Так ведь и у него саркома начала расти из того места, которое он ушиб. Люди, прошу вас, избегайте травм, особенно в нынешнее предвесеннее время. Оказывается, переломы—это цветочки по сравнению с тем, чем могут быть чреваты, кажется, малозначимые травмы.
Эх, да. Жуть. Что ж, обиды обидами, но до последнего вздоха Бирюкова, не дотянувшего и до рубежа 64-летия, бок о бок с ним находилась лишь одна воистину живая душа, душа мудрой, благородной и милосердной супруги Татьяны. Остальные, видать, самоустранились. Дочка, внуки, друзья, коллеги, поклонники. Да и Бог с ними. И с нами тоже. Все мы не вечные, все грешим по полной программе, а наши близкие то и дело расхлёбывают заваренную нами кашу.
Что же касается последнего приюта героя моего рассказа, родившегося в великой и славной Новосибирской области, пусть славится она вовек, то погребён он в не менее славном городе Бердске, известном в том числе и нам, советским людям до мозга костей, бытовой аудиоаппаратурой под торговыми марками «Вега» и «Арктур», выпускавшейся на Бердском радиозаводе, позднее ПО Вега.
Кстати говоря, и сам Владлен некоторое время вкалывал на этом замечательном предприятии. На Бердском кладбище актер лежит бок о бок с матушкой, простой русской женщиной Раисой Федоровной Бирюковой. Вид у надгробия просто потрясающий. Низкий поклон архитектору и каменотесу. Внушительное основание из гранита венчает двусоставный надмогильный памятник в виде искусно исполненной фигурной стелы из иссиня-чёрного габбродиабаза с выпилом на два потенциальных портрета.
Для тех, кто не в курсе, скажу, что габбродолерит, он же габбродиабаз— полнокристаллическая мелкозернистая вулканическая горная порода, химически и по минеральному составу близкая к базальту. А используется он при изготовлении надгробных памятников, обелисков и прочих мемориальных и ритуальных изделий в том числе и потому, что обладает насыщенным цветом, стойкостью полировки и, в общем, долговечностью камня.
Так вот, по центру стелы виднеется сквозной православный крест, объединяющий обе части мемориала. Все, что предстает взору на лицевой стороне памятника, вы и без меня видите. А вот другую сторону украшают проникновенные задушевные слова: «Господи, не спрашиваю, зачем забрал Его. Благодарю Тебя, что дал Его нам».
Единственное, что напрягает, это отсутствие портрета мамули актера, хотя когда она ушла, он ещё находился в добром здравии, но вот отчего-то не озаботился нанесением путем гравировки достойного изображения.
В любом случае, почтим память знатного мастера, который остался в нашей памяти не его любовными похождениями, а блестящими, ювелирно исполненными ролями, пусть и было их раз, два и обчелся.