Кроха играет в кино и трагедия в семье
Анна Каменкова родилась 27 апреля 1953 года в Москве. Её родители Семен Абрамович Гуревич и Ольга Александровна Каменкова-Павлова преподавали в школе русский язык и литературу. В семье было две дочери, Аня и старшая Оля, разница в возрасте между сёстрами — 8 лет.
В Анечке рано проявился актёрский талант, уже в 5 лет она попала на съёмочную площадку, снявшись в фильме «Девочка ищет отца». На пробы её пригласили случайно, когда девочка гуляла с мамой в центре Москвы. Мать даже взяла отпуск в школе на год и поехала с Аней в Минск на съёмки.
После успеха в кино Аня занималась в студии художественного слова во Дворце пионеров, а в 12 лет сыграла русалочку в опере «Русалка» на сцене Большого театра.
Когда Ане было девять лет, семью постигло несчастье — умерла 38-летняя мама. Позже актриса вспоминала:
Тогда я не осознавала всю катастрофичность потери, а когда моему сыну исполнилось девять лет, у меня от ужаса сжималось сердце. Я каждой клеточкой прочувствовала состояние моей мамы, знавшей, что она угасает из-за рака, уходит из жизни, оставляя двух дочек… Я помню мамин запах и свет, который она всегда излучала.
«Я просил блондинку с косой, с голубыми глазами, а это кто?»
С детства Анна не помышляла о другом занятии в жизни, кроме как играть на сцене. Она окончила театральное училище имени Щепкина и выбрала работу в Театре на Малой Бронной, поскольку безмерно восхищалась работой художественного руководителя Анатолия Эфроса. Сейчас актриса считает его самым великим театральным режиссёром 20 века.
Спустя 16 лет после своего первого появления на экране Анна снялась в «Лесных качелях» в 1975 году. В «Весеннем призыве» (1977) у неё была уже одна из главных ролей, а коллегами по съёмкам стали Игорь Костолевский, Александр Фатюшин, Виктор Проскурин.
Выдающейся для молодой актрисы оказалась главная роль в фильме «Молодая жена» Леонида Менакера, вышедшем на экраны в 1979 году. Анна Каменкова получила первую премию Всесоюзного кинофестиваля.
Как Леонид Исаакович сам мне потом рассказывал, на пробах он выговорил ассистенту по актёрам: «Что за кикимору ты мне привезла?! Я просил блондинку с косой, с голубыми глазами, а это кто?» А я почувствовала его отношение, и меня пробило. Я с такой болью и не напускным отчаянием сыграла сцену с бабушкой, что режиссёр воскликнул: «Стоп! Достаточно. Жду Вас на съёмках»
В советское время карьера в кино у Анны складывалась удачно — порядка 30 ролей в фильмах и телеспектаклях, съёмки в которых Каменкова совмещала с работой на театральной сцене.
Можно вспомнить такие картины с её участием, как «Следствие ведут знатоки: До третьего выстрела», «Государственная граница», «Солнечный ветер», «Поздняя любовь», «Месяц в деревне», «Визит к Минотавру», «Детство Тёмы», «Софья Петровна».
Тогда же Анна принимала участие и в озвучке фильмов. Навыки этой работы спасли её в голодные 90-е.
В 90-е годы театр развалился, а кино закрылось. На «Мосфильме» бегали голодные собаки, и работал только один павильон – дубляжа. Я с утра до вечера озвучивала.
Анна иногда снималась, но редко. Как она говорит, выбор был ужасен:
Если раньше я отбирала хорошие, достойные и интересные мне роли, то тогда критерий сменился: лишь бы не стыдно было. Но надо было зарабатывать, на что-то жить. Спасением стала озвучка зарубежных кинолент. В последние годы появился более достойный киноматериал, и я довольна своими работами в сериалах.
Личная жизнь
Замуж Анна вышла в 27 лет за Анатолия Спивака, актёра театра на Малой Бронной, позже он занялся режиссурой .
Постепенно я открывала в себе чувство, которого раньше не ведала, — обожание. Меня заворожил не только человек, но и его ошеломляющий талант. Толя был старше меня на 15 лет и стал для меня учителем, гуру. Приучал ценить настоящую красоту, лепил буквально как Пигмалион Галатею. Мы постоянно вместе работали, и я поняла, насколько он мощный профи — и как режиссёр, и как педагог.
А познакомились они, когда Каменковой был 21 год.
В юности я себе ничего, кроме кокетства и лёгкого флирта, никогда не позволяла. Может, и надо было бы, но я не могла переступить эту черту. А с того момента, как в 21 год мой Толян взял меня за ручку, так и вообще всё завершилось.
Анна тяжело переживала то, что беременности были неудачными, сказывалась нервная актёрская работа, она всегда играла и репетировала на пределе эмоций. Ударом была потеря мальчика на шести месяцах беременности.
В последний раз, когда актриса забеременела, врач отправляла её на прерывание, считая, что выносить ребёнка не удастся, но муж нашёл знакомую, гинеколога, которая положила Каменкову в больницу на сохранение, где актриса провела три месяца.
Пришлось остановить съёмки «Визита к Минотавру», поскольку 33-летняя Анна считала, что это последний шанс родить долгожданного ребёнка.
Я сыну всё время говорю: «Мы в этом фильме с тобой вдвоём снимались». Каждый день благодарю Бога: «Господи, спасибо тебе за мальчика!»
Сейчас сыну Сергею уже 36 лет, у него своя семья, занимается юриспруденцией.
Сходство с браком родителей
Интересно, что Анна вышла замуж за мужчину старше себя, как в фильме «Молодая жена», и как её мать. Ольга Каменкова-Павлова влюбилась ещё в школе в своего учителя. В 1944 году, став студенткой, зашла к нему за книгами — у Семёна Гуревича была богатая библиотека.
Там всё и случилось. Вскоре Ольга поняла, что забеременела и, не сказав об этом ни Семёну, ни родителям, бросила институт и уехала в Крым, устроившись пионервожатой.
Старшая сестра Анны родилась там же в феврале 1945. Когда девочке было несколько месяцев, Ольгу случайно увидел одноклассник. Вернувшись в Москву, он при встрече сказал Гуревичу, что Каменкова-Павлова родила и прибавил: «знал бы, что это за подлец, её бросивший, убил бы».
Семён догадался, что «подлецом» был он. Рванул в Крым и забрал Ольгу с малышкой.
Характер у отца был сложный, вспоминала Анна. Мать его боготворила, а он скорее позволял себя любить. Впрочем, сёстры любили обоих родителей. Почему-то мать с отцом так и не расписались, и Семён удочерил собственных дочек после смерти Ольги.
Анна рассказывала, что и её супруг Анатолий обладал властным и неуступчивым характером, поэтому случались разногласия. Она даже машину купила тайком, закончила курсы вождения и поставила мужа перед фактом.
Соблазны не разрушили крепкий брак
Актриса не скрывает, что, как у человека творческого и эмоционального, у неё были увлечения другими, но чисто платонические. Однако, однажды она собралась уходить от Спивака:
Любовь накрыла меня так, что я рассказала о своих чувствах мужу. Да и моё состояние все видели невооружённым глазом. В эту ночь я убежала — туда, к тому мужчине, но… так и не смогла переступить через себя. и черту дозволенности я не перешла.
А Толя, умный, тонко чувствующий все нюансы, взял меня потом просто мёртвой хваткой, да так и не выпустил. Пообещал, правда, что станет совершенно другим, будет вести себя иначе. Какое-то время так и было…
Несмотря на несходство характеров и творческие натуры, супруги сохранили свой брак и преданность семье.
В настоящее время Анна работает в театре «Модерн» и снимается в сериалах. Она по-прежнему востребована в профессии, энергична и полна идей.