«Момент истины» («В августе 44-го»). Пропавшая без вести киноработа

Кинофильм «В августе 44-го» видели все. Эту картину М. Пташука высоко оценили кинокритики и зрители. На безрыбье и рак рыба.

Поэтому этот фильм называли чуть ли не лучшим фильмом про войну снятым в пост-советское время. Фильм собрал много наград, разных самоваров и пряников, и до сих пор является очень популярным в народе.

При этом никто не вспоминает, что в 1975 году выдающимся литовским режиссёром В. Жалакявичюсом была снята картина по этому же роману В. Богомолова.

Она была снята на 5\6. Фактически готовый фильм, который назывался «Момент истины» (хотя утверждение названия так и не произошло, и во многих источниках так и записано «В августе 44-го») зарубили, не дали режиссёру довести работу до конца.

После, как это у нас бывает, пропала копия фильма. И по сей день неведомо жива ли она, пылится ли в хранилище Белых столбов, порезана на дымовые шашки, или пущена на самокрутки солдатами охраны.

Ни одного кадрика хотя бы на пол-глазика, ни ниточки, ни иголочки ни с одной ёлочки не сохранилось. Остались только фотографии со съёмок. Да и то с гулькин нос.

Больше всех переживал исполнитель главной роли Алёхина Сергей Шакуров. Он считал, что работа в этой картине была лучшей, что он сделал в кино.

Всегда актёр с болью вспоминал эту историю: «В августе 44-го» — офигенную картину снял Жалакявичус, просто чумовую! Я сыграл Алёхина. Такой роли у меня вообще не было.

Это моя лучшая роль. Алёхина я так сделал интересно! И никто её потом не увидел. Жалакявичюс очень жёсткий мужик и он с автором поссорился, и картину в конечном итоге закрыли.

Там было недоснято буквально 5-10 минут экранного времени. И она долго лежала, лежала и, в конце концов, потом её смыли, потому что никто не занимался этой судьбой. А могли бы восстановить…».

Исполнитель роли Блинова, Александр Иванов, оставил большие воспоминания о работе с Жалакявичусом. Он тоже переживал, что картина не завершилась и не обрела дорогу к зрителям.

К тому же его кинокарьера могла пойти намного ярче после выхода картины. А так он играл почти 20 лет третьесортные роли в кино, пока не сокрылся за церковной оградой.

Очень переживал, что не вышла картина и блистательный Анатолий Азо, играющий роль Таманцева. Его кинокарьера много потеряла после закрытия фильма.

Оставили воспоминания Эдуард Хруцкий и директор картины Борис Криштул. Они дали ясную картину произошедшего конфликта. Можно найти в тырнете и почитать их откровения.

Все кто принимал участие в съёмочном процессе и кто видел практически отснятую копию картины утверждали, что получилось что-то сверхталантливое и незаурядное.

Возможно это был бы самый популярный фильм о войне, и он бы перекрыл все рекорды зрительских симпатий, встав в один ряд с нашими классическими киноработами.

Да, был конфликт режиссёра и сценариста. Витас Жалакявичус был сложный человек. Но один из лучших военных писателей страны, Владимир Богомолов, был куда сложнее.

Он был просто классический тролль. Всё написанное им что экранизировали — подвергалось самой жёсткой критике автора. Богомолов был гений пера. Но характер у него был просто адский.

Через крестные муки прошла экранизация «Иванова детства». Режиссёр Эдуард Абалов и сценарист Михаил Папава на своей шкуре убедились что из себя представляет Богомолов.

Писатель сделал всё чтобы остановить экранизацию его повести «Иван».

10 декабря 1960 года, работы по фильму «Иван» были прекращены в связи с тем, что материалы, отснятые Абаловым в экспедиции, признали неудовлетворительными, а их дальнейшее использование невозможным.

Тогда впервые проявил себя писатель В. Богомолов как гениальный мастер интриг.

Доставшееся наследие молодому А. Тарковскому переснять дали. Хотя автор повести изгрыз и искусал и нашего будущего гения режиссуры. Но Тарковского просто так затоптать не удалось.

Хотя и накушался Андрей Арсеньевич богомоловскими правками досыта. Картина вышла и получила кучу международных призов.

Потом был фильм «Зося» с роскошными Ю. Каморным и Полой Раксой. И тут нахлебался доносов в инстанции и правок от автора молодой режиссёр Михаил Богин.

Картина получилась великолепная. Но очень талантливый Богин после съёмок получил пучок своих седых волос во многом благодаря совместной работе с автором. А там ещё и Юрий Каморный на фугасе подорвался и чуть не погиб…

И вот третья экранизация. «В августе 44-го». Гениальное произведение, которое безусловно в книге раскрывается шире и объёмней. Но режиссёр не мог объять весь роман автора и запихнуть его в кинополотно. Он просто делал своё кино.

Кстати самыми явными придирками автора были как раз литовские корни режиссёра. Он когда описывал в доносах начальству свои чаянья, обвинил режиссёра, что у него не белорусская, а литовская деревня получалась. Как в «Никто не хотел умирать».

Умело долбил гранит молотком своего таланта писатель Богомолов, пока не расколол окончательно. Довольно умелый царедворец Николай Трофимович Сизов, директор Мосфильма, сломался под натиском бывшего писателя-военразведчика.

В окончательном потоплении фильма приняли участие С. Бондарчук, Б. Васильев, пара докторов наук, пара известных киноведов. Экспертная комиссия увиденный материал признала низкосортным, депрессивным, безыдейным.

Основные замечания сводились к тому, что В.Жалакявичюс в этой картине полностью повторял изобразительную и идейную стилистику своего знаменитого фильма «Никто не хотел умирать».

Владимир Богомолов помимо прочего подал на режиссёра в суд «За клевету на военных и искажение авторского текста». И судебная тяжба тянулась ещё долго потом.

Правда при этом автор применил свой старый ход: «Я не возражаю против продолжения студией работы по экранизации «Момента истины» В. Жалакявичюсом или с приглашением другого режиссера (как предлагает студия) при условии сохранения основной идеи романа, системы образов и предотвращения оглупления и вестернизации персонажей, только прошу убрать моё имя из титров». Такой ход он применял и к «Зосе» и к «Ивану».

При этом он хорошо понимал, что он победит, и всё будет в итоге по его сценарию.

Владимир Богомолов дожил и до экранизации 2000-го года. И тут он рвал и метал, и делал всё по старым лекалам. Но времена уже были другие.

И продюсер пташуковского фильма В. Семаго, хорошо зная все истории связанные с автором очень неплохо подстраховался, и юридически уложил уже старенького автора на лопатки. Но как вспоминал В. Семаго, борьба с автором была серьёзной.

Стоит сказать, что после 1975 года экранизировать произведения Богомолова режиссёры просто боялись.

Только в 1995 году вышла прекрасная радиопостановка «В августе 44-го» с В. Этушем, В. Борцовым, В. Бочкарёвым, В. Бариновым. Но тут читался авторский текст дословно по книге, и В. Богомолов мог быть спокоен.

Если вернуться к фильму, то можно вспомнить, что Витас Жалакявичюс не пытался биться за своё детище. В 1975 году он просто уехал из Москвы, был назначен худруком Литовской киностудии. Хотя пободаться было можно.

Мы все помним как останавливали съёмки «Белого солнца пустыни», как тяжело пробивалась к зрителям «Республика ШКИД». Да, режиссёрам было очень тяжело, но Бог им помогал. Но Витас видно решил что обухом топора не перешибёшь.

В 1986 году он заказал Э. Хруцкому сценарий по повести «В августе 44-го», с намерением поставить фильм в Литве. Сценарий получился хорошим и назывался он «Ночной закон».

Э. Хруцкий издал сценарий как повесть. И вот тут полетело в него… из всех орудий. Он был обвинён в плагиате. Причём В. Богомолов тогда уже мастерски использовал других авторов которым он заказал потопить «Ночной закон».

Больше всех усердствовала Л. Латынина. Но и другие деятели Союза писателей не отставали. В итоге фильма опять не получилось. Не умеющий вести подковёрные войны Э. Хруцкий сдался.

Из поддержавших его литераторов был разве что один секретарь СП Кулешов. Он позвонил ему и сказал: «Не принимай всё это близко к сердцу, не ты первый, на кого катит бочку Богомолов, я точно знаю, что он психически нездоровый человек.

Ты знаешь, как он пытался закрыть «Иваново детство» Андрея Тарковского? Не гони волну, всё успокоится». Так в итоге и вышло.

Если же вернуться к нашему безрыбью, то в целом претензий к фильму М. Пташука нет. Для 2000-го года картина более чем приличная.

Но как сказал ещё Г. Товстоногов про роман, что вот начнут его экранизировать и получится боевичок, а сам роман-то психологический, о людях и об их сложных взаимоотношениях. Так в итоге и вышло. Сняли очень зрелый боевичок.

Е. Миронов играет самого себя, впрочем как и почти везде. Влад Галкин, конечно шикарный артист, но это не Таманцев. Злости ему не хватало. Блинов в исполнении Колокольникова — средненький.

А вот Шакуров, как вспоминают успевшие увидеть материал, сыграл иезуита-следователя Алёхина гениально. Дежа вю было в «Визите к минотавру». Только жиже.

Анатолий Азо в роли Таманцева был просто зверюга. Он и роста был за 1-90. И когда раскалывал радиста, то там вся съёмочная группа в штаны чуть не наложила от ужаса. Галкин же это делал куда мягче. Хоть и очень старался.

Великолепен был в роли генерала Егорова любимый актёр Жалакявичуса Бронюс Бабкаускас. Этот актёр был настоящей звездой Литвы. И кстати история произошедшая с ним тоже стала причиной закрытия фильма.

Бронюс испытывая тяжелые боли после операции на позвоночнике, не сдюжил и повесился в разгар съёмок. Но основные сцены с ним уже были сняты. Но Богомолову и Ко гибель актёра была очень на руку.

Богомолов и это отметил в своих письмах «на верх», что дескать вот такой-сякой режиссёр — угробил актёра. Тут уж вспоминается «Директор» с Урбанским и судьба режиссёра А. Салтыкова.

Водителя Хижняка сыграл Б. Брондуков, а Свирида сыграл Михай Волонтир. А мерзавца Мищенко сыграл Ю. Гусев. В версии Жалакявичуса звёзд хватало. Даже юная Елена Сафонова засветилась в роли батрачки.

Что сказать в заключение. Гений и злодейство часто идут рука об руку. Тут классик явно ошибся. Великолепный писатель Владимир Богомолов был очень сложной личностью, и тяжело переживал какое-либо со-творчество и посягновение на своё слово.

Кстати, он нахлебался от своих врагов, которых у него было не мало. Его недруги распустили слух, что Богомолов полностью придумал свою биографию разведчика, и что на войне-то не был, а отсиживался на вольных хлебах в Татарии, и т.д.

А судьба плёнки фильма ещё может преподнесёт нам сюрприз. Возьмёт да и всплывёт из какого-нибудь сундука хранящегося в Белых столбах.

Или всплывёт из под какой-нибудь кровати старого монтажёра фильма. Такие случаи чудесного воскрешения у нас бывали.

Оцените статью
«Момент истины» («В августе 44-го»). Пропавшая без вести киноработа
«Невесты будут табунами бегать»: Галкин опубликовал кадры с повзрослевшим сыном