Мощный, но до обидного забытый фильм о войне

В 1984 году вышел фильм «Дважды рождённый», рассказавший о событиях сорокалетней давности. Он отличался от лент, который тогда активно снимались в преддверии сорокалетия Победы.

«Дважды рождённый» — это не просто военная история, это сложное противостояние, психологический поединок юного советского, который ещё даже не успел побывать на фронте, и опытного фашистского аса,

устроившего настоящую охоту на новобранца. Охоту, в которой умный и хитрый охотник играет с жертвой ради удовольствия перед тем, как прикончить её.

Сценарий написали писатели Евгений Федоровский и Виктор Астафьев.

И если Федоровский был не столь известен, то имя Виктора Астафьева гремело: это один из популярнейших советских авторов, книги которого были почти в каждой библиотеке.

В книгах Астафьева война играла серьёзную роль, ведь он и сам был фронтовиком. Героем сценария «Дважды рождённый» стал 18-летний Андрей, ещё не видевший реальной войны.

Небольшой корабль с ранеными, на котором Андрей был пулемётчиком, разбомбили немецкие самолёты, но парню повезло выжить, единственному из всех, кто был на судне. Правда, «повезло» условно:

он оказался в ледяной воде, ведь дело происходит зимой 1942 года в Белом море. Андрей, под шинелью которого были письма раненых к родным, сумел доплыть до льдин, а потом, в мокрой шинели, на морозе, без еды, с винтовкой и нескольким патронами отправился к берегу, до которого была сотня километров, к своим.

Но его приметил один из лётчиков-фашистов. Пилот решил во что бы то ни стало добить упрямого солдата и стал постоянно вылетать с базы, искать беглеца и стрелять, стрелять, стрелять.

В последний раз немецкий ас и советский солдат встретились уже у советского берега, до которого Андрею оставались сотни метров.

Съёмки картины поручили режиссёру Аркадию Сиренко, у которого пока была единственная полнометражная работа. Сам Сиренко взялся за постановку военной ленты с удовольствием.

В интервью на вопрос, что вдохновило его, родившегося уже в послевоенные годы, на съёмки, он говорил:

«Мои сверстники — дети солдат, прошедших сквозь огонь войны. Отцы рассказывали нам о войне, навязанной советскому народу фашизмом. Довелось нам быть свидетелями и эха войны. Скольких она «достала» спустя десять-пятнадцать лет после салюта Победы. Жить бы да жить им — победителям. Если б не фронтовые раны, болезни, контузии. И всё было как в военную годину, разве что без «похоронок»: так же страшно кричали вдовы, так же жались к ним испуганные дети. Они знали, что их отца, мужа забрала война».

Главные роли, солдата и немецкого лётчика Бетгера, сыграли Вячеслав Баранов и Георгий Дрозд.

Вячеславу, игравшему 18-летнего новобранца, было уже 25, хотя выглядел он моложе.

На площадку он впервые попал в подростковом возрасте, а самую известную роль он сыграл в 18, это был хулиган Мишка Квакина, антипод положительного Тимура из фильма «Тимур и его команда» (1977).

Роль в «Дважды рождённом» вполне можно считать бенефисной: Вячеслав на экране присутсвует почти всё время и успевает показать Андрея с самых разных сторон: и как отважного борца, который побеждает обстоятельства, и как вчерашнего мальчишку, который, оказавшись в кабине упавшего самолёта воображает себя пилотом, и как влюблённого парня, грезящего о невесте посреди убивающего холода.

Не зря очень многие зрители сходятся во мнении, что это одна из лучших, если не лучшая роль Вячеслава Баранова.

Кстати, в небольшой роли ещё одного немецкого пилота, юного коллегу Бетгера, появился Игорь Скляр, ровесник Вячеслава Баранова, тоже начавший кинокарьеру ещё школьником.

Несмотря на то, что Игорь успел сняться до «Дважды рождённого» в считанных лентах, его прекрасно узнавали, ведь среди этих лент была комедия «Берегите женщин» (1981), где он сыграл одну из центральных ролей.

Также в фильме появились в небольших эпизодах Татьяна Догилева и Нина Русланова, Юрий Назаров и Геннадий Корольков, Сергей Плотников и Виктор Уральский.

Картину снимали неподалёку от Мурманска в районе Кандалакши. Уж не знаю, каково было на съёмках Вячеславу Баранову, но

даже сквозь экран чувствует, что ледяная пустыня посекундно забирает жизнь.

И, конечно, добавляет ужаса самодовольное лицо Бетгера, в тёплой, с иголочки форме, который усердно выслеживает Андрея, чтобы раз за разом попытаться доказать свою силу и безнаказанность. Кстати, режиссёр Аркадий Сиренко поделился такой историей.

Он познакомил со сценарием военного лётчика-истребителя Ростислава Сидоренко, дважды Героя Советского союза, командира эскадрильи.

Тот сценарий оценил очень высоко и добавил, что на войне уничтожают технику, убивают людей, иной раз тысячами. Но добавил такой комментарий:

«Но не могу представить, что кто-то из моих коллег атакует госпиталь или добивает выпрыгнувшего из самолёта лётчика».

Резюме такое. Обязательно посмотрите фильм «Дважды рождённый». Это не ура-патриотическое кино, здесь нет ни пафоса, ни торжественности, ни громких лозунгов, ни ярких выдающихся героев.

Но это очень сильная, мощная история о человеке на войне. О самом обычном человеке, где-то слабом и немощном, но победившем.

Оцените статью