«Княгинька, актриска!», — пьяный крик раздался в коридоре барака. Застукали по доскам подошвы подкованных сапог. Евдокия заткнула уши руками, чтобы не слышать. Слезы бежали по щекам, а в голове крутилась мысль: «Пусть бы это был сон!».
Но, конечно, это был не сон. Вертухай приближался.
Девочка, родившаяся 10 ноября 1908 года в Москве, принадлежала к древнему княжескому роду Урусовых. Отец новорожденной, Юрий (Георгий) Дмитриевич Урусов, был успешным юристом, близким другом графа Сергея Толстого, сына великого писателя. Маменька, Евдокия Урусова, была дочерью графа Евгения Андреевича Салиас-де-Турнемира, известного писателя, автора многочисленных романов и повестей из русской истории XVIII и XIX веков.
Новорожденную малышку назвали Евдокией в честь матери, хотя дома все предпочитали называть ее Эдой.
Родители Эды были людьми образованными, интересовались искусством. Мать содержала литературно-театральный салон, и с раннего детства девочка имела возможность наблюдать любительские спектакли.
С семилетнего возраста Эда занималась в частной танцевальной школе Маргариты Зелениной, дочери великой драматической актрисы Марии Ермоловой.
Семья Урусовых с сочувствием относилась к революции: так, дедушка Эды, уже упомянутый граф Евгений Салиас-де-Турнемир, в свое время подвергся преследованиям за распространение трудов Герцена и другой запрещенной литературы.
После Февральской революции родители Эды решили не уезжать, а, когда грянула Октябрьская революция, просто не успели этого сделать. Вскоре у Урусовых все было отобрано, семья начала голодать.
В 1918 году родителям удалось пристроить 10-летнюю Евдокию в так называемый «Николо-Угрешский институт благородных девиц», который располагался в стенах Николо-Угрешского монастыря, и имел второе название — «Институт-колония». Эда позднее вспоминала об учебе в стенах православной обители:
«Мы жили в монашеских кельях, учились, и нас кормили. Монахи там ещё оставались. Был большой монастырский яблоневый сад, куда мы, конечно, забрались, и директор колонии устроил нам страшный разнос. Но самое главное, там я сыграла свою первую в жизни театральную роль.».
«Николо-Угрешский институт благородных девиц» просуществовал до 1922 года, когда укрепившиеся большевики, наконец, обратили внимание на это учебное заведение и закрыли его как несоответствующее новым нормам образования.
В институте 14-летнюю Евдокию обучили танцам, пению, верховой езде. Были у девочки и уроки актерской игры, что через несколько лет очень ей пригодилось.
В 1925 году Урусова решила поступить в студию при Малом театре, в мастерскую Сергея Айдарова. Конкурс был огромный, но полученные в детстве навыки помогли Евдокии стать студенткой.
В 1928 году в возрасте 20 лет девушка окончила студию, и тут же была принята в Московский драматический театр им. Ермоловой. В том же 28-ом состоялся и дебют Евдокии на киноэкране: начинающая актриса исполнила небольшую роль в немом фильме «Ледяной дом».
На протяжении десяти лет актриса верой и правдой служила в театре Ермоловой. Играла на сцене как аристократок, так и женщин из пролетариата.
В театре Евдокия познакомилась с актером Михаилом Унковским, также из бывших дворян. Молодые люди влюбились друг в друга, и в 1930 году расписались.
Вскоре Евдокия родила сына. Мальчика назвали Юрием.
Восемь лет супруги жили вполне счастливо: работали в одном театре, мечтали стать всесоюзно знаменитыми, часто сниматься в кино. Однако мечтам этим не суждено было сбыться.
В 1938 году Михаила арестовали как «участника контрреволюционной фашистско-террористической группы из числа артистов театра им. Ермоловой».
Унковский предстал перед судом, был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и этапирован в Севвостоклаг на Колыме.
Еще до отправки мужа по этапу, была арестована и Евдокия Урусова. Княжне припомнили ее происхождение и потребовали поставить подпись под доносом на парторга театра актера Александра Демича.
Евдокия наотрез отказалась подписывать бумагу, и поначалу ее отпустили.
В начале 1939 года Урусову арестовали во второй раз. Актриса ехала на гастроли, так что сотрудники сняли ее прямо с поезда.
Евдокия предстала перед тройкой УНКВД по Московской области и была приговорена к десяти годам лагерей по 58-й статье (контрреволюционная деятельность).
Малолетнего сына по просьбе Евдокии передали ее брату Кириллу Юрьевичу Урусову. Урусова была отправлена в Дальлаг, в Хабаровский край.
Так 30-летняя, еще очень красивая, княжна оказалась в лагере, в бараке. Позднее актриса вспоминала, что на нее положил глаз один из вертухаев, и мучил бедняжку чуть ли не каждую ночь.
Лишь после того, как Урусову этапировали в другую тюрьму, мучения прекратились. Сначала княжна трудилась на лесоповале, затем работала дояркой, счетоводом, сотрудником топографического отдела.
В Колымском лагере, куда была в конце концов доставлена Евдокия, режим содержания был не такой суровый. Кроме того, здесь находился лагерный театр. Поразительно, но в театре Евдокия встретила своего старого знакомого, актера Александра Ивановича Демича. Выяснилось, что отказ Урусовой подписать донос на Демича не помог — актера все равно арестовали.
Через год Урусову отправили в женскую колонию на станции Известковой, где она также трудилась в театре.
Освободили Евдокию Юрьевну досрочно в 1946 году. Актрисе разрешили жить в Угличе и работать в местном театре, конечно же, под присмотром соответствующих органов.
На «свободе» Урусова узнала, что ее муж Михаил Семенович погиб в лагере еще в 1940-ом году…
В 1949 году Урусову повторно арестовали, на этот раз, актрису «взяли» прямо на сцене, перед зрителями Угличского театра.
41-летнюю женщину отправили в Норильлаг. Вскоре стало понятно, что в таких условиях Евдокии Юрьевне не выжить. Знакомые актрисы, в том числе, ссыльные актеры Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский, служившие во 2-ом Заполярном театре драмы в Норильске, добились перевода сюда и Урусовой.
В 1955 году актриса была реабилитирована. Евдокии Юрьевне была предоставлена полная свобода, она могла жить где угодно. Урусова, не раздумывая, отправилась на родину, в Москву.
Театр Ермоловой с удовольствием взял актрису обратно. Правда, теперь княжна Урусова играла на сцене не красивых барышень, а старух. И это при том, что ей было всего 47 лет.
Евдокия Юрьевна мечтала вернуться не только на столичную театральную сцену, но и в кино. Поначалу предложений не было — режиссеры забыли Урусову, да и слишком резким было изменение во внешности.
Наконец, в 1962 году режиссер Иван Правов пригласил Евдокию Юрьевну в свой фильм «Цепная реакция» на роль «бабы Саши».
Урусова блестяще справилась со своей работой, и предложения о съемках посыпались на нее как из рога изобилия. Конечно же, это были старухи. То добрые, то злые, то помещицы, то заботливые матери.
В 1971 году Евдокия Юрьевна блестяще сыграла тещу Кисы Воробьянинова в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Эта кинороль сделала Урусову узнаваемой.
По настоящему звездным стало участие Евдокии Юрьевны в фильме 1986 года «Курьер». Режиссер Карен Шахназаров признавался, что он изначально не видел в роли Агнессы Ивановны никого, кроме Урусовой.
Карену Георгиевичу нужна была настоящая московская интеллигентка, женщина с благородной, аристократической внешностью. Княжна Урусова стала идеальной Агнессой Ивановной.
Евдокия Юрьевна отдала театру и кино всю свою жизнь. Когда в родном Театре Ермоловой для нее не нашлось ролей, актриса не ушла из профессии, а стала выходить на сцену Нового драматического театра. К каждой, даже самой крошечной роли, Урусова относилась с исключительной серьезностью, тщательно к ней готовилась.
Умерла Евдокия Юрьевна 23 декабря 1996 года в возрасте 89 лет.