«Мы здесь не ради спектакля»: зачем аристократы ходили в театр

Пока актеры на сцене исполняли свои роли, в театральных ложах разыгрывалось действо иного рода. Ведь публика собралась здесь не ради представления. Платья по последним картинкам из журналов и самые роскошные и дорогие украшения можно было увидеть только на модных премьерах. В театре бывал весь свет — короли, аристократы, богачи и даже дамы полусвета.

«Моветон, если в одной ложе находится больше двух женщин, поскольку это мешает восхищаться их изяществом и туалетом…» — еще бы, ведь пышные юбки дам XIX столетия нужно красиво разложить, больше двух дам не будут чувствовать себя комфортно, а еще их обязательно сопровождают кавалеры.

«В ложи без сомнения надлежит надевать бальные платья или даже придворные костюмы… Выше во втором ярусе одежда попроще… Внизу, в оркестровой яме, одни мужчины. Между раем лож и адом ямы располагается амфитеатр, полный неряшливых провинциалов и невежественных иностранцев» (Жюли де Маргерит 1855г.)

В театр ходили не ради спектакля, а чтобы показать себя, завязать знакомства и продемонстрировать, что у тебя есть средства и влияние. Иметь собственную ложу было непременным атрибутом богатой жизни. Это означало, что в театре у вас есть собственное место и вы можете пригласить гостей. К ложе обычно примыкала небольшая комната, где можно было уединиться в антракте.

Конечно же это касалось самых знаменитых театров, а в заведения попроще, где играли, пели и танцевали не самые известные актеры, а постановки не были столь модными, и публика собиралась самая разнообразная. Такие театры называли в Париже «бульварными» и «простонародными». Но для простого городского работяги поход в театр все равно был праздником, так что и они надевали свои лучшие брюки и рубашку, а женщины выбирали платье по-наряднее.

Юные девушки редко посещали театральные представления, а если и выезжали в театр, то в сопровождении старшей и замужней дамы – матери, сестры или другой родственницы. Считалось, что какая-нибудь фривольная шутка или сцена могут задеть невинные чувства нежной барышни.

В зависимости от семейного положения, женщины наряжались в театр по разному. Замужние дамы могли позволить себе более глубокое декольте, дорогие драгоценности и аксессуары. Юная девушка же должна была выглядеть скромно. Впрочем, ни одна уважающая себя дама не позволила бы себе появиться в слишком уж открытом платье, ведь ее могли бы принять за даму полусвета, для которых театральные фойе были излюбленным местом обитания.

В романе «Анна Каренина» Льва Толстого есть сцена, где Вронский злится на Анну за выбор платья с глубоким декольте и слишком легкомысленную спутницу для посещения театра:

«В этом наряде, с известной всем княжной появиться в театре — значило не только признать свое положение погибшей женщины, но и бросить вызов свету, то есть навсегда отречься от него».

Какая публика будет в театре зависело и от дня недели. «Выбирая вечер для посещения театра помните, что воскресенье и понедельник предназначены для простых людей и вы не увидите там элегантных туалетов» — писал «Дамский путеводитель по Парижу» 1909 года.

Оцените статью
«Мы здесь не ради спектакля»: зачем аристократы ходили в театр
«Сегодня что, Прощеное воскресенье?»: Екатерина Волкова высмеяла оскандалившихся на нашумевшей вечеринке звезд