Надежда Илларионовна Чередниченко — сейчас это имя вспомнят разве что самые дотошные любители нашего кинематографа или люди очень немолодые. Оно и неудивительно, ибо период всесоюзной славы актрисы пришелся на стародавние, ушедшие вдаль, 40-50 годы прошлого века.
Очень жаль, что карьера актрисы сложилась не столь ярко, как это могло бы быть. Хотя к тому, чтобы быть звездой первой величины у актрисы было всё: талант, красота, голос. Красота актрисы была просто сказочная, сногсшибательная. Такой славянский тип красоты всегда был востребован режиссёрами. И трудно сказать, почему они её редко снимали. Надежда Чередниченко не уступала чем-то на неё похожим Алле Ларионовой и Беате Тышкевич, но всё же не сумела прорваться в звёзды первой величины.
Кстати с Аллой Ларионовой они столкнулись как конкурентки на роль Любавы в фильме «Садко». Чередниченко уже была утверждена на Любаву, но Алла Ларионова оттёрла её от роли, имея серьёзных покровителей наверху.
Но юной Надежде не всегда невезло. Ещё как подфартило ей в 1946 году, когда режиссёр А. Фролов утвердил её, девятнадцатилетнюю студентку, на роль спортсменки Нины Грековой в знаменитый фильм «Первая перчатка». После этой картины юную актрису стали узнавать на улицах, и критики возвели её в ранг восходящей звезды. Но следующего фильма актрисе пришлось ждать целых семь лет. Следующей картиной Надежды стал опять фильм о спорте «Чемпион мира» с Алексеем Ваниным в главной роли. Там актриса сыграла возлюбленную главного героя, кузнеца, который стал известным борцом.
Ну а в фильме «Первая перчатка» актриса играет возлюбленную Никиты Крутикова, которого блестяще сыграл Иван Переверзев. Но так вышло, что экранная любовь перешла в реальность. Известный на всю страну своими любовными похождениями Иван Переверзев влюбился в юную красавицу.
Поначалу Надежда побаивалась Переверзева. Он хамил, дерзил ей, часто приходил на съёмки нетрезвым и позволял себе грубые вольности. Но потом она всё же не смогла устоять перед мужским обаянием первого красавца страны. Молодые люди вскоре поженились и у пары родился сын Серёжа.
Но супружеская жизнь красивой пары через пять лет окончилась. Актриса ушла от Переверзева. Она уже не могла больше терпеть его пьяные загулы и измены. После у красавицы-актрисы был роман со знаменитым авиаконструктором Александром Микулиным. От этой любви Надежда родила дочь Елену. Сверхсекретная деятельность не позволяла гению авиастроения жениться. Обстановка секретности была во всём, и даже встречи пары находились под контролем наших спецслужб. Устав от слежки молодая актриса вскоре рассталась с Микулиным.
Возможно с этим была связана пауза в актёрской профессии, а возможно с тем, что в начале пятидесятых фильмов снимали мало. Но в послесталинское время ситуация изменилась. Надежда Чередниченко с 1955 по 1961 год снялась в восьми кинофильмах. Все роли были удачные, но трудно сказать, что они стали прямо такими звёздными.
Волшебно красива она в фильме «Матрос Чижик» в роли жены Лузгина. Такая же прелестная в роли Кати Квитки в фильме «Когда поют соловьи». Царственно красива в роли леди Марфи в фильме «Костёр бессмертия». Очень хороша её Ядвига Яблонская в «Олексе Довбуш». Замечательно сыграна ей роль жены почвоведа Докучаева в одноимённом фильме «Василий Докучаев».
Прекрасной получилась у Чередниченко радистка Нюра в фильме «Координаты неизвестны». Голодные моряки месяц бороздят морские просторы не имея права пристать к берегу. Актриса очень убедительна в своей роли, и сцена насилия над ней сыграна ей здорово. Хотя старая поговорка права: «Баба на корабле — быть беде»… Оканчивает список удачных ролей того периода актрисы фильм «Соляра». Фильм подзабыли и не показывают много лет. А фильм очень хорош. И Надежда очень красива в паре с Георгием Епифанцевым. И играет замечательно свою роль.
А потом наступила тишина. В тот год многие наши звёзды кино проходили период перезагрузки кинокарьеры. Пришло иное время, и оно требовало новых героев. Вместе с Надеждой Чередниченко остались не у дел красавицы 50-х годов: Татьяна Пилецкая, Изольда Извицкая и многие другие. Да и та же Алла Ларионова в 60-е годы не блистала ролями, оставшись в 50-х со своей славой.
Мощная Татьяна Пилецкая ушла работать в театр, а красавица Чередниченко ушла на эстраду. Это был крутой поворот в её биографии. А до этого она окончила гнесинский институт и выпустилась по профессии «Академический вокал». Впрочем московские залы не спешили распахнуть ей свои объятья, и актриса и певица в основном колесила по провинции.
Голос у актрисы всегда был хороший. Многие зрители до сих пор убеждены что знаменитую песню Соловьёва-Седого «Милый друг, наконец-то мы вместе» она поёт в фильме «Первая перчатка» сама. Но на самом деле её там озвучивают даже две профессиональные певицы: Антонина Клещёва и Вера Красовицкая. Да ещё и голос известного тенора Владимира Нечаева прорывается на бэках.
Впрочем, кино не ушло совсем из её жизни. Несколько раз про неё вспоминали режиссёры. Великий Витторио де Сика пригласил её на маленькую роль крестьянки в свой фильм «Подсолнухи», вспомнив их встречу на венецианском фестивале в 1957 году. Была маленькая роль в фильме «Душечка». Последней в фильмографии актрисы стала роль секретарши в фильме «Поэма о крыльях» в 1979 году.
А потом актриса решилась на эмиграцию. Это было в начале 80-х годов. Многие в тот период уезжали. Трудно и долго оформляя визы, по нескольку лет сидя без работы, порицаемые своим окружением, уезжавшие претерпевали много бед. Но как вспоминали многие, Надежда Илларионовна уехала как-то быстро. Во многом помогли её серьёзные связи наверху. Вроде как один из её больших поклонников работал в посольстве СССР при ООН, и он помог ей ускорить отъезд в США.
Впрочем, оказавшись там она никаких лавров славы не снискала. Максимум, что у неё там получалось, это петь в русских ресторанах на Брайтоне. А уж о карьере актрисы там она и не помышляла.
В 90-е годы к актрисе приехали дети. Но не на совсем. Они пожили и вернулись. И очень уговаривали мать вернуться вместе с ними на родину. Но актриса наотрез отказалась. Пару раз в Россию она приезжала, но потом уезжала обратно к себе в Нью-Йорк.
Правда, когда актриса покинула этот мир в 2019 году в почтенном возрасте 92 лет, дети всё же перевезли её прах в Москву и похоронили на Троекуровском кладбище.
***
Многие, кто сталкивались с нашей героиней в жизни, вспоминали, что характер у неё был непростой: взбалмошный и резковатый. Удержаться с ней на одной волне было по силам не многим мужчинам. Поэтому в её жизни было много романов с известными людьми, но это не приводило к чему-то долгосрочному. Был у актрисы брак с Петром Тодоровским. Они протянули недолго. Не смог начинающий режиссёр содержать даму с высокими амбициями и острой тягой к роскоши. И возвратившийся к ней Переверзев в начале 60-х годов тоже прожил с ней недолго. Правда уходя от неё второй раз, оттяпал таки же себе квартиру.
Немного жаль, что всё сложилось у Надежды Илларионовны намного бледнее, чем это могло бы быть в действительности. Она была рождена стать звездой. Но ей чего-то для этого не хватило. Хотя в памяти народной она сохранилась как редкой красоты женщина и прекрасная актриса.