Надежда Федосова воплощала на экране образы женщин с трудной судьбой и непростым характером. Сыгранные ею героини были немногословны, грубоваты, сдержаны. Эта актриса не была похожа на кинозвезду – простая и доброжелательная, в жизни она отличалась от тех персонажей, что запомнили зрители.
В 1964 году на международном кинофестивале в Сан-Франциско Надежда Федосова удостоилась награды за лучшую женскую роль второго плана (фильм «У твоего порога»). Однако вместо актрисы награду получил чиновник из Госкино СССР.
В СССР вообще не сообщили о награде актрисы, пресса не написала ни строчки. А все потому, что чиновники из Госкино не считали Федосову быть достойной «лицом» советского экрана – не молода, да и красавицей назвать сложно. Разве можно поставить такую актрису на обложку глянцевого журнала?
Свою первую роль в кино Надежда Федосова сыграла, когда ей было уже 50 лет. Эта была роль матери главной героини в фильме «А если это любовь?». Эта работа актрисы вызвала у зрителей настоящую бурю эмоций – от ненависти и презрения до жалости, и простого человеческого сочувствия.
После этой роли к Федосовой намертво «прилипло» амплуа «злобной старухи», хотя в реальной жизни актриса была очень далека от своих киношных героинь.
В этом же 1961 году вышел еще один фильм с Федосовой — «Битва в пути».
В середине 70-х одна известная тогда журналистка готовила большой репортаж об актрисе Федосовой. И каково же было изумление журналистки, когда вместо суровой и немногословной женщины, какой привыкли видеть Федосову в кино, она увидела перед собой улыбчивую, добродушную и очень симпатичную даму.
«Для меня смертная тоска повторяться из картины в картину» — так о своих работах в кино говорила актриса.
Удивительно, но у коренной москвички, интеллигентной и образованной было столько достоверности в сыгранных ею ролях деревенских женщин. И именно эта достоверность заставляла режиссеров вновь и вновь предлагать ей однотипные роли.
Отдушиной для Федосовой всегда был театр, на сцене которого она блистала в самых разных образах, играя баронесс, цариц и даже красных комиссаров.
Жизнь у Надежды Федосовой была нелегкой. Может быть, отсюда и такая пронзительность, такая достоверность в создаваемых образах. Надежда рано осталась без матери, а отец сильно пил. Семья была многодетной и очень бедной. В такой обстановке вряд ли можно было мечтать когда-нибудь блистать на сцене и в кино.
Работать Надежде пришлось с пятнадцати лет. Девушка устроилась на фабрику «Красные текстильщики», где впервые увидела выступление самодеятельного коллектива, куда сразу же записалась.
А вскоре, почувствовав, как в тяжелое, полуголодное время ей нравится нести людям радость через искусство, устроилась массовиком-затейником в Парк им. Горького. Часто она сама выступала перед публикой – читала стихи, пела и плясала.
Во время одного из таких выступлений ее и заприметили театральные педагоги, которые и предложили Федосовой «выучиться на артистку». Надежда прислушалась к советам и поступила в училище при Малом театре.
Федосова брала черты своих героинь из жизни, часами наблюдая и запоминая манеры, жесты, интонацию. К примеру, когда Сергей Герасимов предложил актрисе сыграть кляузницу в фильме «Журналист», Федосова поначалу не знала, что и ответить – она не знала, какой должна быть эта героиня.
Тогда актриса начала ходить в суды, в редакции, именно в те места, куда чаще всего обращались кляузники. И максимально точно воплотила на экране суть образа.
Замуж актриса впервые вышла в 19 лет. Ее супругом стал кадровый военный Алексей Кувшинов. От него Федосова родила единственную дочь Веронику. Еще до войны супруги развелись. А в октябре 1941 года супруг актрисы пропал без вести. Похоронка на него пришла лишь в 1947 году.
Вторым мужем актрисы стал Давид Анапольский – известный ученый. В 1941 году с мужем и девятилетней дочкой Федосова отправилась в эвакуацию, в Ульяновск. Там Анапольский занялся разворачиванием авиазавода, а актриса стала работать сборщицей на этом же предприятии. С 1942 и 1945 актриса в составе фронтового театра колесила по фронтам с выступлениями.
После войны Анапольского поставили на руководящую должность в одно из наиболее засекреченных конструкторских бюро, которое занималось разработкой первого в стране ядерного реактора.
Федосова же после войны приняла приглашение вступить в труппу Театра драмы и комедии, который сейчас известен как Театр на Таганке. Ей пришлось уйти из Театра Красной армии, от бывшего преподавателя Алексея Попова, который его возглавлял. На новом месте работы она была ведущей актрисой на протяжении 20 лет.
В 1964 году произошло событие, резко изменившее жизнь многих актеров. Московский Театр драмы и комедии возглавил Юрий Любимов. С собой он привёл молодых актеров, под которых и начал переписывать репертуар, полностью поменяв концепцию театра. Не все смогли подстроиться под произошедшие изменения.
Федосова же была в числе тех, кто остался в театре, несмотря на перемены. На протяжении двух лет актриса выходила на сцену, не чураясь даже экспериментальных постановок и массовки. Однако через два года Федосова все же решилась уйти. Она ушла не только из Театра на Таганке, но и вообще с театральной сцены. Ее неоднократно звали назад, однако актриса своих решений не меняла.
Свою последнюю роль в кино Надежда Капитоновна сыграла в 1988 году. Это была работа в фильме «Двое и одна». После этой роли актриса прожила еще 12 лет, но по работе не скучала. Да и дочь Веронику, которая мечтала пойти в актрисы, категорически от этого шага отговаривала.
В итоге Вероника посвятила свою жизнь науке – много лет проработала в Институте органической химии. Она вышла замуж за востоковеда Игоря Азовского.
Что касается Надежды Капитоновны Федосовой, то своего горячо любимого супруга она пережила на 21 год. Последние свои годы Надежда Федосова жила как и миллионы других пенсионерок – занималась хозяйством, воспитывала маленькую правнучку, в которой души не чаяла, встречалась с подругами.
Ушла из жизни актриса в окружении близких, на руках у внука — профессора биологии Андрея Азовского, который бережно хранит память о знаменитой бабушке, замечательной актрисе и прекрасном человеке.