«Нас водила молодость». После «Красных дьяволят» и «Неуловимых»

Героико-приключенческие киноленты о первых годах советской власти и гражданской войне всегда были любимыми фильмами мальчишек в СССР. Сегодня мы говорим как раз об одном таком. Но сначала — несколько слов об авторе «Юнармии».

Писатель Григорий Ильич Мирошниченко — фигура не менее легендарная в литературе, чем Аркадий Гайдар, о котором каждый пионер знал: в 15 лет он командовал полком.

Мирошниченко, активный участник гражданской войны на Кубани, тоже в 16-летнем возрасте был командиром кавалерийского полка, о чем известно немногим.

Пройдя горнило войны с белыми, юноша поступил работать слесарем, а параллельно в составе ЧОН (частей особого назначения) громил бандформирования.

Боевое прошлое вылилось потом в несколько повестей и пьес. Его «Юнармия» считается автобиографической, как и «Школа» у Гайдара.

Книга Мирошниченко была издана в 1933 году и сразу встала в один ряд с другой литературой об огненных годах, которой зачитывались советские подростки.

Должно быть, о таких книгах пел Владимир Высоцкий — «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

Благодатный материал для кинопостановки был востребован дважды — в 1976 и 1986 годах. Сегодня мы вспоминаем последнюю, снятую на излете советского телевизионного кино.

В работу над фильмом «Нас водила молодость…» была взята еще одна повесть Григория Ильича — «Именем революции».

Режиссером картины, созданной по заказу Гостелерадио СССР, стал Евгений Шерстобитов, снявший ранее в героико-приключенческом жанре «Сказку о Мальчише-Кибальчише», «Туманность Андромеды», «Тачанку с юга» и другие картины энергичного ритма.

А название его новой работы «Нас водила молодость…» и слова заглавной песни картины — из памятной поэмы Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки»:

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На Кронштадтский лёд.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Поднимались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы…

Премьера фильма состоялась в «красные дни календаря» — 7-8 ноября 1986 года.

Пожалуй, эта масштабная и динамичная картина — одна из последних, несших в себе полузабытый сегодня дух приключений настоящих героев, имеющих реальные, а не выдуманные прототипы. Может, в чем-то наивная, но выполненная в лучших традициях.

Как правило, зрители не могут удержаться от сравнения трехсерийной ленты с более «старшими» «Красными дьяволятами» и «Неуловимыми мстителями».

И это объяснимо. Общая жанровая принадлежность и эпоха, о которой идет речь во всех этих киноработах, не могут не вызывать желания проводить параллели.

Оцените статью
«Нас водила молодость». После «Красных дьяволят» и «Неуловимых»
Какими получились фильмы советского драматурга Эмиля Брагинского, когда тот работал без Эльдара Рязанова