Непотопляемая Вера Марецкая. Она стояла у истоков театра. Орлова не простила ее, а муж ушел к Улановой

Отец этой актрисы был человеком простым, но из зажиточных крестьян. Он очень хотел, чтобы все его четверо детей окончили университет и получили серьезные профессии. Ради этого он без устали работал в буфете Государственного цирка. Мечта главы семьи почти исполнилась. Все, кроме средней дочери, университет окончили.

И только она, отучившись год на философском факультете МГУ, втайне от родителей забрала документы и сбежала в актрисы. Отец был страшно разочарован и винил себя, что девочка слишком много времени провела в цирке.

“Циркачкой” назвал будущую актрису и Евгений Вахтангов. Во время экзамена в его Театр-студию она сопровождала чтение классики акробатическими и клоунскими трюками. И сразила наповал всю приемную комиссию.

Вера Марецкая была настолько талантлива, что могла сыграть абсолютно любую роль. В Театре Моссовета, где актриса прослужила почти сорок лет, ее называли Хозяйкой.

Даже такие звезды, как Любовь Орлова и Фаина Раневская, не могли соперничать с ней за лучшие роли и влияние на художественного руководителя театра Юрия Завадского. Режиссер и его муза были рядом всю жизнь. Эти отношения стали для Марецкой и самым большим приобретением, и самой большой драмой.

В 1938 году Вера Марецкая, которую советский зритель уже хорошо знал по немому кино, получила предложение сняться в фильме именитых режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица “Член правительства”. Ей предстояло сыграть роль простой крестьянки, которая своим трудом и верой в дело партии добивается должности председателя, а потом и члена Верховного Совета.

Такая роль для актрисы того времени означала попадание в кассу успешных и обласканных властью деятелей искусств. В момент начала съемок родных братьев Марецкой арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Их судьба была неизвестна. Для Веры это могло означать как арест, так и конец актерской карьеры.

Когда за 15 лет до всех этих событий Вера сбежала с философского факультета в актрисы, старшие братья шутливо называли сестру актеркой и особенно не верили в ее успех. Судьба выпускников Института Красной профессуры, сотрудников престижных газет казалась им куда перспективней.

Но Вера верила в свою звезду, которая и привела ее в студию Вахтангова. Взяв Марецкую к себе, Евгений Вахтангов попросил одного из любимых учеников Юрия Завадского сделать из талантливой девушки хорошую актрису. Сам Вахтангов в то время уже тяжело болел.

16-летняя Вера выходила в массовке великого спектакля “Принцесса Турандот”, премьера которого состоялась в 1922 году и прогремела на всю Москву. Вахтангов вскоре умер.

После его смерти Юрий Завадский решил создать свою собственную творческую студию. Вера последовала за ним, так как безоговорочно верила в талант любимого ученика Вахтангова и была готова на все ради его идеи: Рождения своего театра.

Правда, дело было не только в искусстве. Юная актриса влюбилась в молодого педагога. 12 лет разницы между ними не мешали, а наоборот, усиливали ее чувства. Завадский был эффектным мужчиной и всегда пользовался успехом у женщин. К тому же после роли принца Калафа в “Принцессе Турандот” он стал очень популярным артистом.

Несмотря на то что Завадский был женат, он ответил взаимностью девушке. В 1924 году они поженились. Свадьбы не было. Режиссер и его будущая прима зашли в ЗАГС по дороге в студию и без пафоса зарегистрировали свои отношения. Сначала жили у родителей Веры. Точнее, иногда приходили туда ночевать.

Все остальное время проводили в своей полуподвальной студии, которая добилась права называться Государственным театром только через несколько лет. Там Марецкая мыла полы, шила костюмы, работала в буфете. А вечерами выходила на сцену.

В спектакле “Школа неплательщика” актриса появлялась всего на 10 минут в роли французской кокотки. Самые высокие каблуки и самая узкая юбка в Москве были тогда у героини Марецкой Бетти Дорландж. От ее фразы «Не с кем жить, господа, не с кем жить!” зал реагировал овацией.

Москвичи буквально ломились посмотреть на молодую жену Завадского. Она становилась все более популярной. Однажды спектакль посетил Всеволод Мейерхольд. В те годы он был руководителем двух театров и главным театральным режиссером молодого советского государства.

-В антракте нас пригласили к Юрию Александровичу в кабинет. Туда пришел Всеволод Эмильевич. Поцеловал Осипа Абдулова и меня. Я три дня не смывала грим с того места, куда меня поцеловал Мейерхольд.

Вера Марецкая. Интервью 1972 года.

В 1926 году у Завадского и Марецкой родился сын Евгений. Конец 20-х — начало 30-х — счастливое время в жизни актрисы. Театр Завадского становился все более популярным. Как и его прима Вера Марецкая. Актрису часто приглашали сниматься в кино, тогда еще немое. А дома она становилась любящей женой и мамой.

Неожиданно все изменилось. Завадский влюбился в балерину Галину Уланову и ушел из семьи. Марецкой хватает мудрости сохранить их творческий союз. Перестав быть супругой, она все равно осталась любимой актрисой Завадского. А он — ее главным режиссером. Время только укрепило этот творческий альянс.

В Театре Моссовета, который вырос из маленькой полуподвальной студии Завадского, Марецкую за глаза называли Хозяйкой.

Марецкая тоже была окружена поклонниками. Еще в начале 20-х годов в нее страстно был влюблен актер Ростислав Плятт. Но после расставания с Завадским актриса не хотела связывать себя новыми узами и долго ждала своего Юрия назад.

В середине 30-х годов Театр-студию Завадского фактически выслали из Москвы в Ростов-на-Дону. Шла кампания по упразднению чересчур ярких, экспериментальных театров. Вера Марецкая вполне могла остаться в столице. Ее звали играть и Станиславский, и Мейерхольд. Но, несмотря на личные обиды, она последовала за своим режиссером.

В гигантском зале провинциального театра с плохой акустикой у Веры начались первые проблемы со связками. Позже эти проблемы развились в хронический процесс.

В конце 30-х в семье Марецких случилась большая трагедия. Оба брата попали в страшное колесо репрессий и были арестованы по делу Бухарина. Братьев расстреляли. От отчаяния Веру спасло кино. В 1939 году вышла картина “Член правительства”.

Там Марецкая сыграла бывшую батрачку Александру Соколову, которую избирают в Верховный Совет. Картину одобрил сам Сталин. Перед войной Марецкая усыновила племянника, сына одного из расстрелянных братьев. Так она спасла мальчика от участи детдомовца и врага народа.

Жизнь входила в колею. Вера даже вышла замуж за актера Георгия Троицкого. У супругов родилась дочь Маша. Муж обожал жену и всех детей. Казалось, на смену черной полосе, наконец пришла белая. Но война вновь перевернула жизнь актрисы.

Война застала Марецкую на гастролях. Через несколько дней она вернулась в Москву и узнала, что младшая сестра Татьяна арестована и отправлена в лагеря. Вера боялась, что сестра повторит судьбу братьев. Страшно было и за себя, и особенно за детей. Муж ушел добровольцем на фронт, а вся семья держалась только на ней.

Конечно, Марецкую спасало кино. Пропажа известной актрисы была бы слишком заметна. Несмотря на все свои страхи и тяжелое военное время, Марецкая совершила невозможное. Сестру освободили из лагеря досрочно. Случилось это только через 2 года после многочисленных просьб и обращений Веры.

“После премьеры картины “Она защищает Родину” с Верой в главной роли меня вызвали к тюремному начальству, где мне сказали: «-А Вы с сестрой похожи. Идите домой”.

Из воспоминаний сестры Татьяны.

А реабилитации братьев пришлось ждать два десятка лет.

Но знаковая для Марецкой картина “Она защищает Родину” напророчила ей дальнейшие беды. В фильме актриса сыграла партизанку, потерявшую на войне любимого мужа. После осмотра рабочего материала, на котором присутствовали только свои, никто не сказал актрисе ни одного слова. Все просто смотрели мимо нее. “Неужели я завалила роль?” — терзалась Марецкая.

Правда выяснилась сразу после съемок. Оказывается, на ее имя в студию пришла похоронка. Погиб ее муж. И от нее это скрыли. Тем более так получилось, что в последнюю очередь нужно было снимать первые кадры фильма, где по сценарию ее муж жив. Она счастлива, она радуется. Ни у кого не хватило смелости сказать ей правду.

Вера осталась одна. Кроме двух своих детей, надо было ставить на ноги и племянника. Она много работала, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Редкое свободное время старалась уделять детям.

В фильме “Сельская учительница” Марецкая сыграла свою героиню с 17 до 70 лет. Чудеса операторского мастерства проявил оператор Сергей Урусевский, который, снимая 45-летнюю актрису в образе гимназистки, использовал огромное количество вуалей и марли. Но абсолютно детские лицо и глаза никакими вуалями не создашь. Это заслуга самой Веры. Роль принесла очередную Сталинскую премию.

В середине 50-х годов Марецкая блистательно сыграла Ниловну в экранизации романа Горького “Мать”. Фильм был замечен. Но самой актрисе показалось, что в кино она стала повторяться. “Мне навязывают меня же. Только вчерашнюю и позавчерашнюю. Кому это нужно”.

После своих знаменитых картин Марецкая отчаянно искала новизны и нашла ее в театре Моссовета, который в 1940 году вернулся из Ростова-на-Дону, и его вновь возглавил Завадский. К этому времени их брак с Галиной Улановой распался. Но и союз с Марецкой так и остался только творческим.

После войны в театр к Завадскому вернулся Ростислав Плятт. В Веру Марецкую он был влюблен на протяжении полувека. И это было одной из причин его ухода из театра в конце 30-х. Плятт несколько раз уходил от своей супруги Нины Бутовой. Но создать семью с Марецкой они не смогли. Бесспорно одно: в дуэте с Ростиславом Пляттом Вера Марецкая сыграла свои лучшие роли на сцене.

После войны в Театре Моссовета оказались сразу три великих примы: Вера Марецкая, Фаина Раневская, Любовь Орлова. На каждую с удовольствием ходил зритель, и каждая претендовала на перспективные роли в ведущих спектаклях. Завадский с присущей ему дипломатичностью умел обходить острые углы.

Но в спектакле “Странная миссис Сэвидж” ему это не удалось. Долгое время главную роль играла Раневская. Потом по состоянию здоровья она добровольно передала роль Орловой. “Подарила на День рождения”, — шутила остроумная Раневская. Вдруг в 1975 году на сцену в этой роли вместо Орловой вышла Марецкая. Разразился нешуточный скандал.

Эта роль в спектакле “Странная миссис Сэвидж” стала самой большой удачей Марецкой на сцене. Но она же вызвала ревностное отношение со стороны другой примы, исполнявшей эту роль ранее — Любови Орловой. Даже труппа театра раскололась на сторонников и противников двух актрис. Но с роли Марецкую не сняли.

Завадский знал, что она тяжело заболела, и хотел поддержать любимую бывшую жену новой ролью. Даже когда обе актрисы оказались в соседних палатах Кунцевской больницы с тяжелейшими диагнозами, Орлова не смирилась.

Возвращала Марецкой цветы и подарки и не отвечала на ее записки. Вере Петровне очень хотелось помириться. Когда Любовь Орлова умерла, тяжело больная Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду и, стоя у гроба, тихо сказала: “И тут Любочка первая”.

Сама Марецкая долгие годы боролась с диагнозом рак головного мозга. Спасал Марецкую ее юмор. Когда Ростислав Плятт и Юрий Завадский пришли поддержать актрису, узнавшую свой страшный диагноз, она огорошила их своим ответом: «Хорошо, что рак. Я думала щука». И вернулась в театр играть свою “Странную миссис Сэвидж”. И даже снялась в телеверсии знаменитого спектакля.

70-е стали для Марецкой самым трудным временем в ее жизни. Тяжелый недуг прогрессировал. Актриса часто лежала в больнице и была лишена возможности бывать в театре. А это ей было необходимо как воздух.

В семье в этот период тоже все было не гладко. Дочка Маша похоронила мужа, молодого ученого. Актриса изо всех сил старалась ее поддержать и не обременять еще и своими тяжелыми недугами.

Но самым тяжелым ударом стал уход из жизни Завадского. Проводить его в последний путь она прибыла в окружении врачей, которые запрещали ей ехать, опасаясь, что она не перенесет такого потрясения. Но она не могла не прийти.

Даже когда болезнь полностью приковала Веру Марецкую к постели, она продолжала работать. Наговаривала на кассетный магнитофон стихи Пушкина, Блока, Ахматовой, Пастернака. Все это записывалось на ленту вместе с щебетанием птиц в парке за окнами ее палаты.

Она так и ушла летом под щебетание этих птиц. Марецкая оставила свою последнюю убедительную просьбу: кремировать ее сразу. Она не хотела, чтобы кто-то видел ее НЕ МАРЕЦКОЙ.

Спустя пять лет после смерти Марецкой, в декабре 1983 года, на воду был спущен теплоход “Вера Марецкая”.

Оцените статью
Непотопляемая Вера Марецкая. Она стояла у истоков театра. Орлова не простила ее, а муж ушел к Улановой
Почему Евгению Дворжецкому отец посоветовал не позорить знаменитую фамилию