Стихи поэтессы поддерживали даже не боевой дух, а просто дух людей, запертых в промерзающих квартирах, и дарили им надежду, что рано или поздно мир наступит.
В 1955 году Ольга Берггольц написала автобиографическую повесть «Дневные звёзды», где рассказала о собственной жизни и жизни ленинградцев. Спустя десять лет режиссёр Игорь Таланкин задумал её экранизировать.
Сценарий получился в результате сотрудничества Таланкина и самой Берггольц, и с самого начала режиссёр знал, что за успех ленты будет отвечать актриса, которая сыграет поэтессу.
На пробы пригласили многих известных исполниельниц, но Игорь Таланкин ни в одной не увидел того трагизма в сочетании с надеждой, который жил в Берггольц.
Очень хотела сыграть главную роль Нина Ургант, тоже ленинградка, пробовалась Людмила Гурченко, но и этим актрисам режиссёр отказал. Хотя Нина Ургант всё-таки в кадр попала: она сыграла блокадницу в небольшом эпизоде в начале фильма.
Нашёл свою актрису Игорь Таланкин, когда на пробах появилась молодая артистка Театра на Таганке Алла Демидова.
Она уже снималась в кино, но роли были столь незначительны, что зрители её почти не заметили.
Алла Демидова, по её словам, была убеждена, что роль Ольги Берггольц — это её дело.
Актриса рассказывала, что когда в театре ставили спектакль «Павшие и живые», в котором звучали стихи поэтов о войне, ей хотелось читать поэму Ольги Берггольц, но режиссёр поручил это другой актрисе.
А вот Игорь Таланкин понял, что как раз в Алле Демидовой идеально отразится прототип и доверил ей роль. Любопытно, кстати, что дебютировала в кино Алла Демидова в фильме, тоже посвящённом блокадному Ленинграду.
Роль отца Ольги, военного врача Фёдора Берггольца, получил Андрей Попов, мать сыграла Татьяна Ленникова.
В роли страшного убийцы царевича Димитрия из воспоминаний о древней истории Углича появился Анатолий Игнатьев, актёр с непростой судьбой, снимавшийся нечасто.
Интересный факт: Анатолий Игнатьев — дедушка Кати Лычёвой. Помните, кто это?
Снимали «Дневные звёзды» в Ленинграде и Угличе, где семья Берггольц провела несколько послереволюционных лет и воспоминания о котором Ольга Берггольц внесла в книгу. Часть сцен создали в Костроме и Суздале.
К слову, далеко не все зрители обращают внимание, что
в картине цветные кадры перемешаны с чёрно-белыми (в этой гамме снят блокадный Ленинград).
Оператор Маргарита Пилихина придумала небанальный ход: весь фильм снимали на цветную плёнку, но для эпизодов в Ленинграде готовились особо.
Все декорации и костюмы были в серых оттенках, а гримёры использовали особый грим, так что кадры получились действительно чёрно-белыми.
Сама Ольга Берггольц несколько раз приезжала на съёмки и была не прочь познакомиться с актрисой, которая играет её. Но
Алла Демидова, как она сама позже рассказывала, почему-то опасалась встреч с поэтессой и старалась покинуть площадку, если знала, что приедет Берггольц.
Даже на просмотре готового фильма поэтесса и актриса не встретились: Демидова была занята в театре. Познакомились женщины лишь через некоторое время, когда Берггольц пришла в Театр на Таганке. Кинокритик Лев Аннинский метко подметил:
«Алла Демидова,, удивительно точно воссоздавшая облик лирической героини, в период съёмок ни разу не встретилась с Ольгой Берггольц, чтобы не разрушить портретностью ощущения духовного контакта».
Игорь Таланкин завершил «Дневные звёзды» в 1966 году. Чиновники от кино ленту раскритиковали, заставили вырезать часть эпизодов (что, кстати, совсем не понравилось Алле Демидовой), а потом и вовсе решили убрать её подальше, в архив.
Но через пару лет её всё же выпустили, а потом даже отправили на Венецианский фестиваль. Там «Дневные звёзды» получили золотую медаль.
Игорь Таланкин, который фактически открыл Аллу Демидову для кино и был навсегда заворожён её талантом, с того момента снимал актрису во всех своих картинах вплоть до последней, вышедшей уже накануне нового века.
Всё у того же Аннинского в статье о картине есть такие слова:
«”Дневные звёзды” написала женщина, в жизненной и поэтической судьбе которой пламенная вера двадцатых годов прошла через испытания тридцатых и сороковых и дала удивительное раздумье пятидесятых, — история полувекового развития глубоко отразилась в этой судьбе.
”Дневные звёзды” поставил режиссёр, всецело погружённый в тенденции кинематографа шестидесятых годов…»
Как вам кажется, эти люди, такие разные, сумели найти общий язык?