Несправедливо забытый актёр, снявшийся почти в полутора сотнях фильмов. Жизнь и творчество Александра Суснина

Имя актёра Александра Суснина, возможно, мало что скажет сейчас отечественному кинозрителю. И в этом есть какая-то огромная несправедливость. Ведь и умер он, в общем, не так давно — летом 2003 года, и фильмов с его участием за почти полувековую работу Суснина в кино снято великое множество. Лишь в качестве актёра он был задействован почти в полутора сотнях картин.

А ведь на его счету ещё огромное количество — более полусотни — озвученных им фильмов. Правда, не всегда зрители даже догадывались, что любимые ими артисты говорят не своими голосами — часто фамилии актёра даже не было в титрах.

Так, например, в фильме «Нос» — дебютном для Ролана Быкова как режиссёра «взрослого» кино (до него Быковым было снято несколько фильмов для детей) — главную роль, Носа майора Ковалёва, сыгранную самим Роланом Антоновичем, озвучил именно Александр Суснин.

Но об этом, к примеру, нет даже упоминания в Википедии. Аналогичная история и с фильмом «Соперницы», в котором тренер спортшколы, сыгранный Николаем Боярским, говорит голосом Суснина.

К слову, в фильме Ролана Быкова Суснин и сам появляется на несколько секунд в кадре — он играет мужика в трактире, за столик к которому подсаживается цирюльник Иван Яковлевич.

Александр Суснин киноактёром мечтал стать с детства.

Причём, привлекало его именно кино, а когда ему не удалось поступить в институт кинематографии — знаменитый ВГИК, но он прошёл по конкурсу в не менее знаменитую «Щукинку» — театральное училище, тогда уже имеющее статус вуза — но готовившее артистов театра, то он написал гневное письмо своему кумиру Борису Бабочкину — известный актёр и режиссёр как раз набирал курс во ВГИКе.

И это послание так зацепило Бабочкина, что тот обратился к декану актёрского факультета Гургену Тавризяну с просьбой сделать исключение для Суснина и принять его в вуз. В итоге Суснин получил письмо, подписанное Тавризяном, с приглашением на учёбу — и Александр всё же стал студентом ВГИК.

Между прочим, именно Бабочкин прямо повлиял на выбор профессии Сусниным. Родившийся в 1929 году в семье военного Александр вообще-то хотел стать лётчиком. Но когда он посмотрел самый, наверное, популярный в предвоенные годы фильм «Чапаев» с Борисом Бабочкиным в главной роли, то раз и навсегда решил стать актёром.

Уже на первом курсе Суснин дебютировал в кинематографе. В мелодраме «Воспитание чувств» (после премьеры почему-то сменившей название на «Сельскую учительницу»), снятой Марком Донским в 1947 году, он сыграл эпизодическую роль школьника Ефима Цыганкова. И хотя в титрах фамилии молодого актёра не было указано, начало было положено.

Кстати, в этом фильме небольшую роль сыграл актёр и педагог Николай Дорохин — именно он через несколько лет вручал Суснину диплом об окончании ВГИКа. К слову, Суснин хотя и был принят Борисом Бабочкиным в свою в мастерскую, завершать обучение ему пришлось у других педагогов — Бориса Бибикова и его жены Ольги Пыжовой.

Дело в том, что Бабочкину в 1951 году предложили должность режиссёра в Национальном театре Софии и преподавателя в Театральной академии Болгарии, и он уехал из Советского Союза. Ну, а его ученики были «разобраны» другими театральными наставниками. Суснин попал к Бибикову и Пыжовой.

У этих педагогов в то время получали уроки актёрского мастерства такие будущие звёзды отечественного кино, как Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Надежда Румянцева, Майя Булгакова, а самого Бориса Бибикова наверняка помнят все любители советского кино — он сыграл во множестве картин шестидесятых-семидесятых годов.

Причём, играл он, в основном, генералов и профессоров — уж очень фактурная была у него внешность. Мне особенно нравится его роль в фильме «Приходите завтра…», в котором, как он вспоминал, была воссоздана история поступления в институт Екатерины Савиновой, сыгравшей в этой картине Фросю Бурлакову.

Бибикову практически не пришлось ничего выдумывать, ведь профессор Соколов, сыгранный им — это был фактически он сам.

После окончания в 1952 году ВГИКа Суснин, как и большинство его сокурсников, стал штатным артистом Театра-студии киноактёра при киностудии «Мосфильм». И вскоре он был приглашён режиссёром Константином Юдиным, собиравшемся снимать приключенческий фильм о советских пограничниках «Застава в горах».

Премьера картины состоялась в ноябре 1953 года, у Суснина в ней была пусть и не главная, но довольно значительная роль — рядового Воробьёва. Фильм стал одним из лидеров отечественного проката — за год его посмотрели почти сорок пять миллионов зрителей. А актёры. в нём сыгравшие, стали если не знаменитыми, то весьма востребованными у кинорежиссёров.

После «Заставы в горах» Суснин снимался в нескольких фильмах ежегодно. Правда, роли были, как правило, не очень большие, но он всегда соглашался на предложения режиссёров. Хотя, надо сказать, в первую очередь, те эксплуатировали его образ, найденный им в «Заставе…».

Такого же типа, например, были его герои в фильмах «Кортик» (красноармеец-горнист Стёпа), снятом режиссёрами Владимиром Венгеровым и Михаилом Швейцером в 1954 году и «Максим Перепелица» (Вася Ёжиков) (1955 г., режиссёр Анатолий Граник).

Тогда же он сыграл одну из немногих главных ролей в своей карьере киноактёра — Василия Манджуру в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Тревожная молодость».

Экранизацию повести Владимира Беляева «Старая крепость», ставшей первой совместной работой двух замечательных кинорежиссёров, посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Суснин ещё более укрепился в образе положительного героя. Кстати, в этой картине он снялся вместе со своим кумиром — Борисом Бабочкиным.

После съёмок в «Максиме Перепелице» Суснину несколько лет предлагали лишь эпизодические роли. А в 1957 году Московский театр-студия киноактёра был расформирован, и Александр Суснин уехал в свой родной Ленинград — там как раз организовался подобный театр при киностудии «Ленфильм».

Здесь, на «Ленфильме», он и работал почти до конца жизни — пока мог сниматься в кино. Впрочем, снимался он и на «Мосфильме», и на киностудии имени Горького, и на республиканских студиях.

В общей сложности, как я уже говорил, он снялся почти в полутора сотнях картин. В том числе, и в таких популярных, как «Полосатый рейс» режиссёра Владимира Фетина, «Зайчик» Леонида Быкова, «Земля Санникова» Альберта Мкртычана и Леонида Попова, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа и множестве других.

Но роли все были по-прежнему очень маленькие, часто фамилии актёра не было в титрах. Не думаю, что такое положение дел его устраивало, но он продолжал соглашаться даже на крошечные роли. А однажды съёмки в такой вот небольшой роли круто изменили его жизнь.

Приключенческая комедия «Музыканты одного полка» снималась весной 1965 года в Гаграх, Суснин играл роль полкового музыканта Михалыча и однажды, зайдя поужинать в местный ресторан, познакомился с отдыхавшей в этом курортном городке девушкой по имени Валентина, приехавшей тоже из Ленинграда. Суснину было уже 34 года, но он не был ни разу женат.

А ещё в Ленинграде у него не было своего жилья, о чём он и сообщил своей новой знакомой. И Валентина предложила ему жить в комнате её недавно умершей бабушки. В общем, Александр переехал к Валентине, и вскоре они поженились.

Как я уже говорил, Суснин не отказывался ни от одной, даже совсем крошечной роли. И все трюки исполнял сам — будь то скачки на коне или купание в ледяной воде. И вот в результате долгих съёмок эпизода, когда актёр находился в очень холодной воде, Суснин основательно подорвал своё здоровье.

Произошло это в 1986 году на съёмках драмы «Прорыв» Дмитрия Светозарова, в которой он играл главную роль — бригадира проходчиков Игната Осьмёркина по прозвищу «Дед». Следствием этого переохлаждения стало поражение кровеносных сосудов ног.

Вскоре он даже просто передвигаться мог с трудом. Но продолжал сниматься. Кстати, за исполненную им роль в фильме «Прорыв» по ходатайству руководства Ленинграда в августе 1986 года актёра наградили орденом «Знак Почёта».

Но через три года после этого, когда Суснин уже серьёзно болел, он сыграл лучшую свою роль — Фёдора Кузькина в драме Станислава Ростоцкого «Из жизни Фёдора Кузькина». Экранизация повести Бориса Можаева «Живой» стала последней работой знаменитого режиссёра и событием в отечественном кинематографе, а роль, сыгранная Сусниным — пиком его творческой карьеры.

А ведь эта роль могла и не состояться — когда часть материала уже была отснята, у актёра случился приступ язвы. Его срочно отвезли со съёмок, проходивших во Владимирской области, в Ленинград, где сделали операцию, после которой Суснин около двух месяцев восстанавливался.

Ростоцкий всё это время терпеливо ждал, хотя ему и предлагали заменить Суснина другим актёром. Но режиссёр видел в этой роли только Александра Суснина, и был, как все потом убедились, совершенно прав.

После этого фильма он снялся ещё в нескольких картинах, но болезнь — облитерирующий атеросклероз сосудов ног — прогрессировала. Последней картиной, в которой принял участие Александр Суснин, был детектив Геннадия Беглова «Тайна».

Вскоре случилась и новая напасть — ему сделали операцию на сонной артерии, которая прошла крайне неудачно. Актёр лишился голоса и памяти. Постепенно он смог немного восстановиться, но о съёмках уже не могло быть и речи. С первой половины девяностых Александр Суснин практически перестал выходить из дома. А с начала нулевых оказался прикован к постели.

Александр Александрович Суснин скончался в возрасте 73 лет 15 июля 2003 года. Он похоронен на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище Санкт-Петербурга. В 2017 году рядом с ним упокоилась и его жена Валентина Дмитриевна.

— А правда, что в этом магазине даже колбаса есть?
— Ну а как же, всё есть: и хлеб и сахар ,и красный и белый, и масло и мармалад.

«Из жизни Фёдора Кузькина»

Оцените статью
Несправедливо забытый актёр, снявшийся почти в полутора сотнях фильмов. Жизнь и творчество Александра Суснина
«Чемпионы и мастера спорта»: актеры, которые были успешными спортсменами