Неужели это такая же нудятина?

Не так давно я писал про «Сталкер», и в комментариях некоторые читатели сравнивали фильм Данелия с «Кинд-дза-дзой».

Действительно, внешне очень похоже! Длинное тягучее кино на фоне однообразного пейзажа. Не очень понятный (сначала) сюжет. Все эти гравицапы, пепелацы, лунц — пойди разберись, что к чему!

Более того, я вам скажу честно — после завершения первого просмотра «Кин-дза-дзы» у меня остались примерно такие же чувства, что и Сталкера.

Но я все-таки не забывал, что снял ее совсем даже не Андрей Тарковский, а Георгий Данелия. У которого кроме Кин-дза-дзы были еще и:

— Афоня

— Я шагаю по Москве

— Осенний марафон

— Орел и решка (потом)

И еще несколько замечательных фильмов. Да и к «Джентльменам удачи» руку приложил, а уж это кино точно входит в пятерку лучших советских фильмов, если даже не в тройку.

И я подумал — ну не мог Данелия снять такое! Ведь он не Тарковский. Но вот в чем фокус — если «Сталкера» пересматривать желания не возникло, то «Кин-дза-дза» захотелось посмотреть заново уже через сутки.

И я посмотрел. А потом еще, и еще… и теперь это один из моих любимейших фильмов. Просто Данелия сумел снять так, что вроде сначала многое непонятно, но потом осознаешь всю глубину драматизма и интриги.

А Сталкер так и остался монотонными картинками на фоне полянки с травой.

Во-первых, гениальная мысль о возможном будущем человечества в виде галактики Кин-дза-дза. В погоне за прогрессом они дошли до того, что научились читать мысли, мгновенно расшифровывать чужие языки и за несколько секунд преодолевать огромные расстояния.

Но попутно уничтожили все живое на своей планете и главным для них стало не освоение новых знаний или пространств, а разбирательство, кто перед кем делает Ку и штаны какого цвета престижнее. Это насколько просто, настолько и гениально.

Во-вторых, нам показывают «антипода» Кин-дза-дза — планета Альфа. Этакий рай, на котором резвятся бедлингтон-терьеры.

Однако жители планеты просят «не дышать», чтобы не испортить им атмосферу и безжалостно превращают в кактусы всех подвернувшихся под руку плюкан с формулировкой «так для них же лучше». И еще вопрос, кто на самом деле хуже.

В-третьих, фильм «Кин-дза-дза» мне напомнил «Ворошиловский стрелок». Удивлены? Вот насколько фильм про Ивана Афонина на 95% тащит Михаил Ульянов, настолько же киноисторию про Плюк вытягивает разведчик Александр Белов Станислав Любшин.

А его оппоненты, напомню, Яковлев и Леонов! В советском кино было не так уж много суперменов, и прораб дядя Вова из их числа. Такого яркого, отважного, смелого положительного героя, ради которого можно было бы пересматривать фильм снова и снова, в Сталкере нет.

В-четвертых, если Сталкер тянется монотонно и размеренно, то в Кин-дза-дза к концу фильма действие ускоряется и со временем вызывает желание его пересмотреть.

Так что не нужно сравнивать эти две кинокартины. На мой взгляд, это совершенно разные произведения. Впрочем, может у вас другое мнение? Может, Кин-дза-дза показалась вам нудной и неинтересной?

Оцените статью