Невидимый медведь, злой Моргунов и вредный пес: как снимали фильм «Пес Барбос и необычный кросс»

Режиссеру Леониду Гайдаю повезло с Юрием Никулиным, собственно, как и Никулину повезло с Гайдаем. Карьера обоих резко пошла вверх после начала их плодотворного сотрудничества в 1960-е годы.

Историю этого знакомства в 70-е годы хорошо и подробно описал сам Никулин. Ему позвонил Леонид Иович и пригласил на пробы на «Мосфильм», где собирались снимать короткометражную комедию «Пес Барбос и необычный кросс».

На встрече Гайдай сказал Никулину, что в фильме есть три главных роли, которые пока никем не заняты. После этого режиссер пристально пригляделся к актеру и сказал: «На роль Балбеса актера больше не ищем, его идеально сыграет Юрий Никулин».

О Гайдае Юрий Владимирович говорил так: режиссер в начале знакомства показался ему человеком сухим и неприветливым. Внутреннего контакта тогда у них не возникло. Никулин не был впечатлен этим человеком, потому что был уверен – автор комедий должен быть сам весельчаком.

Дальше — больше: Никулина очень удивило, что пробы на другие роли прошли очень быстро, а во время съемок практически не было репетиций – снимали с ходу. Кстати, Моргунов вообще не проходил пробы, его личность на тот момент обросла легендами: он ездил на общественном транспорте без билета, потому что представлялся контролером и проверял их сам. Если же ему встречался в транспорте контролер, то он говорил: «А, уже проверяют» и выбегал на остановку.

Георгий Вицин на тот момент был известным театральным актером, который пользовался уважением у публики. А сам Никулин работал в цирке. Это стало проблемой – как совмещать работу в цирке со съемками?

— Гайдай увидел мою проблему и сказал, что очень хочет видеть меня в фильме. Он был готов подстраиваться под мой график, выбрал натуру недалеко от Москвы специально, занимал актера днем, чтобы я успевал вечером на представление, — вспоминал Юрий Никулин. – Я согласился на такие условия. Приходилось рано вставать, в 6:45 за мной заезжал автомобиль, час ехали в Снегири, снимали на натуре.

Гримировать Никулина в этом фильме почти не нужно было, потому что Леонид Иович сказал: «У тебя и так смешное лицо». Только большие ресницы приклеивали, чтобы лицо выглядело глупым.

В 17 часов актера отвозили в цирк, где он полчаса отдыхал в гримерной на диване, а в 19 часов выходил на манеж. Съемки в Снегирях заняли месяц.

Интересно, что в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» нет слов – там все построено на трюках, часть из которых придумали в процессе съемок.

Барбоса играла дворняга по кличке Брех. Никулин говорил, что это была очень смышленая дворняга, так как сразу выполнял задачи, однако порой доставлял неудобства. На репетиции пес нормально таскал в зубах динамит, а на съемках постоянно ронял его. Набегались в итоге актеры достаточно. В одном из дублей «Барбос» и вовсе убежал в лес, а в последнем дубле укусил за ногу Моргунова. Всего снято десять дублей, после чего актеры окончательно выдохлись, а Моргунов сказал: после съемок придушу эту собаку!

Интересная история создания сцены, где во время погони Трус забегает в шалаш в штанах, а выбегает в трусах. В первоначальном варианте там была запланирована сцена с медведем, который держал в зубах штаны героя Вицина.

Однако директор картины возмутился: какой медведь? Это в смете не заложено. Тогда Никулин взял на пару дней в цирке шкуру медведя, в которую залез сам Гайдай и сыграл медведя. Однако в финальную версию эта сцена не вошла, потому что было видно, что медведь ненастоящий. Поэтому не совсем понятно – куда делись штаны Труса. Но зритель все равно смеялся.

Кстати, на киностудии во время съемок короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» считали проходной и бюджет выделили очень небольшой.

По воспоминаниям Юрия Никулина, в конце съемок долго не удавалось снять финальный эпизод с тележкой. Съемочная группа целый день ждала солнца. Оно появилось вечером ровно настолько, чтобы дать кинематографистам возможность снять сцену.

— Как только Гайдай сказал: «Стоп!», небо потемнело, крупными хлопьями повалил снег. Все вокруг поблекло. Мы как завороженные смотрели на разом побелевший лес, ведь полчаса назад еще была зеленая трава.

После выхода фильма «Пес Барбос и необычный кросс» его приобрели многие страны, а Гайдая признали одним из лучших комедийных режиссеров.

Источник

Оцените статью
Невидимый медведь, злой Моргунов и вредный пес: как снимали фильм «Пес Барбос и необычный кросс»
«Весёлые ребята» — эпатажная мода Леночки