О фильме «Место встречи изменить нельзя» и о том, как они убили Высоцкого

Братьев Вайнеров часто спрашивали: каково это – писать вдвоём? А они отшучивались про особенную печатную машинку – для двоих.

По их лучшей книге «Эра милосердия» снято легендарное кино «Место встречи изменить нельзя». Картина Станислава Говорухина впервые подняла тему морали в работе следственных органов.

«Никто в мире не мог ответить на вопрос «как нужно обращаться с террором?» Я снялся в этой роли чтобы этот вопрос поставить», — говорил Владимир Высоцкий, когда фильм «Место встречи изменить нельзя» был показан на центральном телевидении.

Всё, ради одного

Фразы из фильма о буднях военной милиции моментально стали крылатыми. Мальчишки во дворах теперь играли в Жеглова и Шарапова.

Весь съёмочный процесс был подстроен под Высоцкого. Если ему было нужно играть в спектакле или ехать на гастроли в Америку или в отпуск на Таити, всё останавливалось.

А Если Говорухин уезжал на фестиваль, но Высоцкий работать мог, снимали тройную норму в день. Снявшись в своих сценах, актёр садился в режиссёрское кресло.

о понятиям

Говорухин снимал фильм с «зайчиками». На сленге киношников это означает, что снимались заведомо непроходные сцены, которые обязательно взбесят цензоров и будут вырезаны.

Зато останутся другие, ценные для режиссёрского замысла. Так в картине удалось сохранить уголовный жаргон.

Детство Высоцкого, так же, как и детство Жеглова прошло в хулиганских московских дворах. Милицейскую форму на съёмках он отказывался надевать на отрез.

И консультант фильма, замминистра МВД СССР Генерал Никитин попросил снять хотя бы одну сцену, где главный герой был в кителе. Сняли сцену, где Глеб Жеглов играет на пианино и поёт про лилового (простите) негра.

Звёздный состав

В картине сыграли многие звёзды советского кино. Леонида Куравлёва киношники потом дразнили «Копчёным». По кличке вора, которого он сыграл. Высоцкий и Куравлев, играющие заядлых биллиардистов, вообще не умели «катать шары».

За них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык — шары вгонял в лузу мастер.

Армену Джигарханяну на улицах в спину летело: «Горбатый! Я сказал Горбатый!» Запомнилась зрителям и очаровательная шепелявость Садальского.

«Место встречи изменить нельзя» впервые на советском экране поднял тему морали в следственных органах. После фильма люди спорили, насколько плохо поступил Жеглов, подбросив в карман вору улику.

И ещё несколько фактов о съёмках фильма. рассказывает Станислав Говорухин:

“10 мая 1978 года-первый день съемок.И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот — неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!»

Очевидно, он увидел объем работы и понял, что надо вкалывать. Кроме того, прошел год с того момента, как мы решили снять фильм.

За это время многое изменилось – у Высоцкого появилась возможность выезжать за границу чаще. Раньше его со скрипом отпускали во Францию на два дня, а теперь он мог путешествовать по всему миру.

Я понимал, что картина все равно была бы, пусть даже с другим актером, но все-таки убедил Высоцкого остаться, пообещав отпускать его почаще во время съемок. Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер”.

«Место встречи изменить нельзя» и спустя сорок лет продолжают смотреть и цитировать. «Возможно, фильм бы любили и без Высоцкого, но культовой картина стала бы вряд ли», — был уверен Станислав Говорухин.

Высоцкий создал героя, которого ждали. Правильного, жёсткого и свободного. Таким его и запомнили в его последней роли.

Источник

Оцените статью
О фильме «Место встречи изменить нельзя» и о том, как они убили Высоцкого
Эх, как же мы когда-то любили чудесный фильм «Четыре танкиста и собака», да и другие польские картины