«Один и без оружия»: как Хотиненко рассорился с коллегой и снял первый боевик

До 1984 года Владимир Хотиненко снимался в кино в эпизодах в качестве актера. Его, например, можно увидеть в фильме Никиты Михалкова «Родня», где он сыграл байкера Валерика, соседа Вовчика.

В 1984 году Владимир Иванович загорелся идеей снять свой фильм. Работать решил с коллегой Павлом Фаттахутдиновым. Оба были впечатлены детективом Николая Леонова «Агония», на основе которого автор произведения написал сценарий «Профессионалы».

Снимали на энтузиазме, у обоих были свои творческие идеи, много спорили. И дошло до того, что начали работать лучшими друзьями, а спустя некоторое время видеть друг друга не могли – один день на съемочной площадке работал Фаттахутдинов, второй – Хотиненко.

Оба получили опыт, но самое главное, зритель увидел интересный фильм с авторскими режиссерскими решениями. Именно в этом фильме Владимир Хотиненко сформировался как режиссер. Здесь уже можно заметить склонность Владимира Ивановича к символизму и мистицизму, который позже более ярко выразятся в его фильмах.

Работали на Свердловской киностудии, снимали в Свердловске, Перми и Кунгуре.

О чем фильм «Один и без оружия»? 1927 года, небольшой губернский город, где начальником уголовного розыска назначают бывшего красного командира Константина Воронцова.

В городке появляется опытный рецидивист по имени Корней. Сыщики узнают место воровской сходки, однако вор, почуяв засаду, меняет место встречи. Времени предупредить своих у начальника угрозыска нет, поэтому он идет на встречу воров один.

Не так давно в стране отгремела революция, постепенно налаживается мирная жизнь, однако в серой тиши провинции проблем хватает. Одна из них – преступность. Другая – главные герои, которые цепляются за берега этой мирной жизни, а внутри – пустота без прошлого и будущего.

В этом фильме есть интересное авторское решение – главным антагонистом Воронцова (Василий Мищенко) является вовсе не вор Корней в исполнении Ивана Агафонова, а его же коллега – следователь Мелентьев, интеллигент, умный «старорежимный» человек.

Интересно, что противостояние Воронцова и Мелентьева строится, как можно было бы предположить, не на классовых различиях, а на разных подходах к работе. Для Мелентьева она – просто служба, а для Воронцова – смысл жизни. Эта деталь превращает детектив в многослойную драму.

Этот фильм – характеристика эпохи на примере людей, на долю которых выпало жить в то непростое время. В этой эпохе Воронцов не может найти себя в мирной жизни.

В сюжете есть другие колоритные герои – это вор, оставивший свою прежнюю жизнь и ставший тренером по борьбе (Виктор Борцов). Он, как и Воронцов, одинок. Он тоже потерял прошлое, но не видит для себя будущего. Интересен герой Талгата Нигматулина, это немногословный и резкий Хан.

Фильм за счет технических и художественных решений (яркие персонажи на фоне серого города, красивая музыка, заполняющая пустоту), за счет оригинального сюжета, хорошего сценария, энтузиазма Хотиненко и Фаттахутдинова, получился интересным. И сегодня он хорошо смотрится на фоне современного российского кино.

В киноленте «Один и без оружия» снялась целая плеяда талантливых актеров. Помимо уже названных Василия Мищенко, Виктора Борцова, Ивана Агафонова, Талгата Нигматулина, здесь можно увидеть Авангарда Леонтьева, Всеволод Ларионов, Борис Галкин, Михаил Кононов, Елена Майорова, Николай Сморчков.

Оцените статью
«Один и без оружия»: как Хотиненко рассорился с коллегой и снял первый боевик
Телохранители генсеков: Почему Хрущев и Горбачев презирали свою охрану, а Брежнева сопровождали подводники