Один из самых непонятных персонажей в советском кино

Последним подлинно великим фильмом советской эпохи я считаю «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.

Потом было еще несколько отличных картин («Самая обаятельная и привлекательная», «Десять негритят», и другие), но все-таки не великих. А уже перед самым распадом СССР набирала популярность откровенная чернуха — «Маленькая Вера«, «Интердевочка«.

Да даже «Холодное лето 53-го» хотя и снято в достаточно сдержанной советской стилистике, но все-таки заваливает зрителя на экране горами трупов.

Иными словами, когда я садился смотреть лучший фильм 1987 года по опросу читателей журнала «Советский экран», я даже не сомневался, что он про наркокурьера — такими мне представлялись времена.

На удивление, главный герой «Курьера» устраивается работать простым курьером в обычный журнал.

Чувствуется, что фильм перестроечный. В нем явно обозначены два конфликта. Первый — отцов и детей.

Серьезные герои Басилашвили и Меньшова (с его сгущенкой) против слегка инфантильных Екатерины и Ивана.

Не смотрели «Груз-200«? Балабанов наверняка видел «Курьера» и первая же сцена в его фильме — прямая отсылка к Шахназарову.

В «Грузе-200» сформулирован точно такой же конфликт поколений, и формулирует его примерно такой же профессор из института.

«Другие они какие-то, не понимаю я его. Мы все сами, своим горбом. Он на все готовое, все для него. А нас не уважает. Презирает даже».

Меня очень позабавили вытянувшиеся лица «старших», когда Катя им честно заявила:

  • «Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам. И еще я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сидении рядом магнитофон и маленькая собачка!»

Ну гениально же. Вполне понимаю, что такая мечта звучит не очень по-советски, где многие мечтали стать космонавтами, строителями или врачами.

Но в наше время такая мечта звучит уже совсем не странно. Катя ведь не мечтала стать валютной проституткой, как Таня Зайцева или аферисткой-мошенницей!

Если бы она собственным трудом заработала себе на красивую спортивную машину — почему, собственно, и нет?! В этой ситуации я целиком и полностью на стороне дочки профессора.

И второй конфликт — между совершенно разными социальными «срезами» этой самой молодежи. Катя категорически не вписывается в простецкую компанию Ивана, а он в ее гламурную.

Шахназаров словно ставит выбор — с кем же из них страна сможет построить будущее? По фильму получается, что ни с кем. Режиссер как в воду глядел: через 4 года СССР перестал существовать.

Финал картины мне видится однозначным, но не трагичным. В данном случае герои расстались, только вот у них, в отличие от милиционера из «Здравствуй и прощай» или Нюры из «Трех тополей на Плющихе» все еще впереди — жизнь только начинается. С первой же встречи понятно, что Иван и Катя друг другу не подходят и ничего не получится.

В целом фильм достаточно спокойный, сдержанный. Напоминает картины Данелия, снятые во-многом от первого лица.

Мы видим происходящие события глазами Ивана Мирошникова. Положительный ли он герой? С одной стороны — не курит, практически не пьет, почти нормальные отношения с матерью, нравится девушкам, работает.

С другой стороны — саботировал поступление в институт, с ленцой, хамит, дерзит и явно не имеет цели в жизни. Пожалуй, это первый раз, когда я не смог определиться, на стороне я главного героя или против него.

Вроде бы он ведет довольно бесцельное существование, но и осуждать его как-то не хочется.

Как относитесь к главному герою? Он больше позитивный человек или с таким не хотелось бы в жизни иметь дело? Сумеет чего-то добиться, или так и будет влачить бесцельное существование?

Оцените статью
Один из самых непонятных персонажей в советском кино
Как бежала из СССР, бросив скрипку Страдивари и родных, финалистка конкурса им.Чайковского Виктория Муллова