Не спасли даже звезды — Михаил Жаров, Фаина Раневская, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и Людмила Гурченко. Впрочем, обо всем по порядку.
В Советском Союзе редко когда снимали откровенно плохие фильмы. Все-таки художественные советы и цензура делали свое дело. Здесь нужно четко расставить акценты: любой из фильмов той поры по нынешним временам считался бы шедевром, но на фоне картин тех лет встречались и откровенно слабенькие.
А кроме того, еще очень важный фактор — наличие звездных актеров еще не гарантирует хорошего кино. Все-таки они играют то, что скажет им режиссер. У хорошего режиссера хорошие актеры играют хорошо, а плохие — плохо или нормально, но работа средненького режиссера может испортить даже самый блистательный актерский ансамбль. Например, фильм «Урок литературы» со Стебловым, Леоновым, Куравлевым… а не смотрится!
«Девушку с гитарой» в советский период жизни я не видел. Возможно, фрагменты. На днях посмотрел его целиком и остался сильно разочарован. В 1956-м на экраны вышла «Карнавальная ночь», которую сопровождал оглушительный успех и лидерство в кинопрокате. Но там режиссером был Эльдар Рязанов. В расчете на невероятную популярность Людмилы Гурченко смастерили «Девушку с гитарой». Кроме того, приближался Международный фестиваль молодежи и студентов, и кино стало своеобразной рекламой предстоящего форума.
Сделаем ход в сторону. Помните один из первых фильмов Гайдая «Жених с того света»? Картину серьезно порезали цензоры, она сократилась до короткометражной (48 минут), но все равно смотрится на одном дыхании. С «Девушкой с гитарой» обратная история. Думается, вполне можно было бы ее немножко «почикать». А может, и не немножко. Вот тогда фильм воспринимался бы намного легче и лучше. Музыкальные номера явно затягивают действие.
В отличие от «Карнавальной ночи», где песни органично встроены в сюжет и присутствует интрига (удастся ли справиться с Огурцовым? как сложатся отношения Лены и Гриши?), «Девушка с гитарой» это просто набор скетчей с музыкальными интермедиями. Когда смотришь сцену с Филипповым, Новиковым и Пуговкиным — можно умереть со смеху. Эпизод с Никулиным вообще шедевр — но на то он и Никулин (кстати, первая роль Юрия Владимировича в кино).
Но когда видишь бесконечные песни различных героев — можно отойти покушать, вернуться, и ничего не потерять. В конце фильма песнопения и пляски длятся без остановки 20 минут! Зачем, что они прибавляют к действию? Лучше бы показали, как сложились отношения Тани и Сергея Корзикова, сумела ли она пробиться на сцену, или осталась в музыкальном магазине. Тем более, что сами песни в фильме весьма средние. Никак не сравнятся с «Пять минут» или «Служила наша Танечка».
А еще обратите внимание на скверный монтаж. Вот посмотрите, показывают диалог Тани с Корзиковым. Первый кадр.
И следующий. Так не снимают, это явная промашка монтажеров! В «Карнавальной ночи» ничего подобного нет.
А ведь еще до «Девушки с гитарой» было создано несколько шедевров советского кинематографа. Это и «Верные друзья», и «Екатерина Воронина», и «Большая семья», и «Укротительница тигров»… Но в нашем случае мы имеем неплохой, хотя и простой сюжет, прекрасных актеров, но сильную затянутость действия и явно недоработанный сценарий, посредственные песни, плохой монтаж.