Но вернёмся к символизму «Офицеров». Несмотря на то, что речь идёт о Стране Советов, нам явственно показывают: без царского прошлого не бывает и большевистского настоящего. Россия сменила вехи, но не перестала быть Россией. Изменились цвета знамён, а не суть явлений.
Не спешите дискутировать – поругаться вы всегда успеете. Начало – впечатляющее. Сцена знакомства главных героев. Барышня, типичная дворяночка, выбегает, чтобы разместить объявление о концерте, но тут нападают хулиганы при ножичках. Красноармеец Алёша защищает девушку, свою будущую жену, от ограбления и позора.
Люба ему этак: «Мерси». Он в ответ: «Бывает». Бывшая гимназистка воплощала многовековую культуру, парень в будёновке – силу. От единения силы с культурой и появилась Советская Цивилизация с её нестяжательством, культом чести и – служением. Другое дело, что эта ноша оказалась тяжёлой… в конечном итоге. Капитализм дозволяет многое.
…Дворяне, как ни странно, оказались не «побеждённым» классом, а создающим новые смыслы – СССР был яростно антибуржуазен, как было антибуржуазно благородное сословие. Люба Трофимова, кстати, не изменяет своим гуманитарным привычкам – она даже внука обучила французскому.
Вообще, никакие сломы эпох не лишают дворянина его статусности, ибо всегда помнит, что даже на голодном пайке он – из такого-то рода (нельзя опозориться!), а ещё — умеет находить счастье в книгах и музицировании. Вы заметили, что Люба переносит любое испытание? Это для неё это — норма, которая не обсуждается.
Буржуй, лишённый своего богатства, перестаёт быть собой и – теряется в водовороте экстрима, сложностей и революций, а патриций всё своё имеет при себе. Генетику нельзя украсть или реквизировать! Образование — оно или есть, или его нет. Более того, он (патриций) охотно делится всё той же культурой с теми, кто пока ею не владеет.
Большинство подвижников, стоявших у истоков советского просвещения (школьного, высшего, музыкального, etc), медицины, военного и инженерного дела, …так или иначе были из высшего класса или же из разночинцев, близких дворянской среде — поповичи, например.
Впрочем, и среди революционеров – очень большой процент «благородных», включая польскую шляхту. Фильм «Офицеры» — о России, которая по своему выбору, хотя и не без мук, стала советской, а не об СССР, как об отдельно взятой «галактике» без роду-племени.
Неслучаен и командир Алёши Трофимова – тоже «из бывших», и это подчёркивается. Его монолог о «…такой профессии — Родину защищать» и о том, что другие гордились богатством и знатностью, а его род – своим призванием – основополагающая тема сюжета.
Наше внимание задерживают на детали – дарственной надписи, где явно сказано, что Георгий Петрович именовался не иначе, как «Ваше благородие». И это не личная карьера, когда и крестьянский сын мог выслужиться до офицера, но конкретно – семья, отцы-деды-прадеды.
Мы видим, как формируется элита — на базе старой, но с новой и свежей кровью. Георгий Петрович по сути благословил Алёшу на создание династии. Да. Протест против босячества и пацанства — налицо. Помните, где сын Алексея дерётся с уличными жиганами? Один против кодлы. И побеждает. Cоветская культура не любила Квакиных.