Ольга Моисеенко. Модельер, стоявшая у истоков plus size

Выпускница Ярославского университета, факультета прикладной математики, Ольга Моисеенко задумалась о научной деятельности. Она стала аспиранткой, защитила диссертацию. Но жесткие рамки уравнений, видимо, были тесны для темперамента и фантазии Ольги. И тогда случались «зигзаги».

Ярким примером такого зигзага является участие Ольги в ансамбле народной песни. Маленькая фольк-группа разъезжала по стране, исполняла русские и украинские народые песни. Далеко не худышка, Ольга страдала от того, что ей так неудобно в обычной городской одежде и так хорошо в народных костюмах. Энергетика? Магия вышивки?

Советская швейная промышленность не выпускала модную одежду для крупных женщин. И вернувшись с очередных гастролей, Ольга села за швейную машинку, благо навыки шитья были привиты еще с детства, а искусство украинской народной вышивки впитано с молоком матери. С чего начать? Ольга закупила рулоны самой дешевой в советские времена ткани — небеленой бязи. Отшив пышные платья в народном стиле, снабдив их вышивкой, она поняла, что решила собственную проблему с одеждой. А решив собственную проблему, она стала помогать решать ее другим. Для чего и отправилась делать свой бизнес в Москву.

Московский бизнес, если его так можно назвать, начинался с маленького закутка в павильоне «Культура» на ВДНХ. Туда, пользуясь добросердечием директора павильона, принесла Ольга свою первую серьезную коллекцию из хлопка и бязи. Крой, вышивка, плетение — все было настолько необычным, что первыми на коллекцию стали слетаться иностранцы, в ту пору часто навещавшие павильоны ВНДХ.

Здесь в изобилии предлагался советский винтаж (практически так же, как и известное торжище в Измайлово). Представьте себе — платье, плетеное под бересту. Такое может привидеться во сне! А еще цена, по которой начинающий модельер продавала уникальные платья и костюмы из натуральных тканей.

Тогда и состоялась первая бизнес-сделка, о которой Ольга Моисеенко не очень любит вспоминать, но которая инвестировала дальнейшие шаги начинающего модельера. Платья и костюмы из льна и бязи переправлялись во Францию, где продавались уже по «нормальной европейской» цене. Конечно, российской предпринимательнице от этих продаж доставались лишь крохи.

Когда тонкий ручеек «французских доходов» принес Ольге некоторые накопления — хватило и на квартиру, и на машину, пришло время открывать собственное дело, нанимать мастеров, открывать магазин. В 1994 году родился сын Сергей, и Ольге пришлось решать много личных проблем — «выписывать» в Москву маму и сестру с племянником. Родные полностью поддерживали Ольгу, и у нее оставалось время и на творчество, и на бизнес.

Вскоре была зарегистрирована компания ООО «Кананит», и в том же году Ольга Моисеенко защитила авторское свидетельство по новому способу изготовления экологической модели верхней одежды. Шубы Моисеенко выполнены по особой технологии из шерстяной и мохеровой пряжи. Внешне они ничем не отличаются от натурального меха — шиншиллы, чернобурки, песца.

Нитки великолепно имитируют мех. Моисеенко убеждена, что шубы из мохера или козьего пуха — достойная альтернатива натуральному меху. «Экологическая коллекция» Ольги снова привлекла внимание иностранной публики на показах, где модельер выступала уже как известный и признанный мастер.

Тогда же она обратила внимание на шифон и его — многослойность. Если при моделировании использовать много ткани, то в нее можно спрятать все недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства, изменяя силуэт. На территории доброй старой ВДНХ (уже ВВЦ), в павильоне «Москва» был арендован маленький закуток — это и магазин, и шоу-рум, и примерочная для клиентов. Закройщицы, вышивальщицы и швеи работали дома, а Ольгина сестра Наташа объезжала их, собирая готовые модели и полуфабрикаты для примерок. Пошли «денежные» клиенты.

Первыми оценили качество нарядов деловые дамы и чиновницы, тоже не худенькие. А ведь каждой хочется быть красивой, да и на протокольное мероприятие просто необходимо надеть красивый вечерний костюм, как того требует дресс-код. Потом на изумительный крой и вышивку «клюнули» звезды кино Валентина Талызина, Лариса Гузеева, Марина Яковлева, Инна Макарова, Татьяна Конюхова… Им тоже хотелось выглядеть необычно и элегантно. Цены были демократичными, а костюмы и платья действительно уникальными.

А потом коллекции Ольги Моисеенко демонстрировались в США, во Франции, Германии, Израиле и других странах мира. На международном конкурсе авторских ателье в Германии в 1996 году ей была вручена Золотая медаль. Покойная ныне великая княгиня Леонида Романова вручила Ольге Моисеенко именную грамоту за вклад в развитие русской культуры (кстати, за очаровательную «экологическую» шубку).

В 2001 году Ольга представила новую технологию ручной вышивки — мохером по органзе, шифону — то, что в 2002 году покажут на своих подиумах великие кутюрье. Но в бизнесе как таковом развитие застопорилось. Все так же работали дома швеи и закройщицы, все также PR осуществлялся за счет личного обаяния и обширных связей модельера, все так же Ольга мечтала о собственном ателье. В какой-то момент пришлось поднять цены на одежду, хотя Ольга держалась до последнего. И сразу же определенный пласт клиентуры отпал. Значит, нужно было продвигать свои модели к более платежеспособному сегменту. А без грамотной PR-политики это было нелегко.

И все-таки судьба повернулась вновь к Ольге своим светлым ликом. К Ольге обратилась консультант западногерманского союза дизайнеров с предложением, от которого невозможно было отказаться. Ежегодно проводимая в Германии выставка ИГЕДО в лице ее организаторов предложила бесплатный стенд и широкую PR-компанию для совершенно новой коллекции Ольги Моисеенко.

От модельера требовалось создать коллекцию и правильно презентовать ее. Первые десять моделей были восприняты организаторами с восторгом. Осталось создать еще несколько других неповторимых моделей. И тут то ли настала в творчестве черная полоса, то ли проявилось недопонимание требования спонсоров, но Ольга не смогла предложить ничего нового. Шанс быть первым русским модельером, получившим спонсорство от ИГЕДО, был упущен.

Ольга не унывала. С помощью друзей она создала Театр моды, с которым разъезжала по всему миру. Маленький магазинчик на ВВЦ был закрыт. Нашлись спонсоры, которые помогли открыть ателье. Теперь в одном помещении собрались, как и мечтала Ольга, все мастера. Сюда приезжают клиенты на примерку, здесь бывают журналисты. Ольга имеет, наконец, возможность отслеживать весь технологический процесс. И, конечно, создавать новые модели. Свою новую коллекцию Ольга назвала «Архитектура в трикотаже». Трикотажные плоскости она создала с помощью математических уравнений и запатентовала свой метод.

Объемы, углы, «навесы» из тончайшей, легкой пряжи меняют объемы фигуры, скрывают погрешности. Этой коллекцией очень заинтересовались японские женщины. И вот уже Дом моды Ольги Моисеенко открывает класс японского национального рукоделия, а сама Ольга сотрудничает с подающим надежды молодым дизайнером из Японии Хакуйо Мийо.

А еще Ольга проводит мастер-классы. Это то, с чего она начинала когда-то, сочетая исконно народное искусство формирования узоров с фольклорной музыкой. «Я могу пропеть любой узор, — говорит Ольга, — ведь это расшифровка праздника урожая или удачного посева, молитва или другие мотивы, послужившие темой к вышиванию».

Все это вдохновляет дизайнера — жить и творить с идеей возобновления народного творчества, создавать неповторимый стиль дисциплин — это помимо дизайнерского искусства. Математика и фольклорное пение. И еще бизнес, который каждый день ставит все новые и сложные задачи, в решении которых не всегда может помочь и любимая математика.

Оцените статью