Она придумала «Ликвидацию» и «Адмиралъ». Почему одни хвалят, а другие критикуют Зою Кудрю

В начале этого года сценаристке Зое Кудре исполнилось 69 лет. Отечественная публика навряд ли её знает, так как эта женщина всегда остается по ту сторону камеры. Чего нельзя сказать о фильмах, снятых по её сценарию. Это всем известная «Ликвидация», «Граница. Таежный роман», «Адмиралъ» и много других. В 2005 году сериал «Курсанты», снятый по её сценарию, был в числе финалистов премии Американской киноакадемии «Эмми». Надо отметить, что и кроме этого у Зои Кудри есть много наград.

Несмотря на такие заслуги, её сценарные работы нередко критикуют. В нашей публикации мы расскажем, на примере нескольких фильмов, почему так происходит.

Была журналисткой – стала сценаристом

Будущий мастер сценарного пера родилась на Тульской земле. Учась в школе, Зоя нередко писала заметки для школьной стенгазеты, а иногда, в качестве подработки, её приглашали на радио. Окончив школу девушка отправилась в столицу, где успешно поступила в один из Московских институтов на факультет журналистики. После учёбы уехала по распределению в Туркмению, где некоторое время состояла в штате районной газеты «Комсомолец Туркменистана».

Через несколько лет Зоя вернулась обратно в столицу и хотела и дальше заниматься журналистикой. Но так сложилось, что во многих редакциях, куда она обращалась, ей было отказано в приеме на работу. Позже она говорила, что, скорее всего её не брали на работу из-за того, что она не состояла в партии.

Оказавшись в такой ситуации, Зоя приняла решение изменить направление своей деятельности и стала учиться на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Первый сценарий она написала к фильму «Хому новус», который вышел на экраны в 1990 году. Её заметили и Зоя Кудря была приглашена на Первый международный фестиваль сценаристов. После этого предложения писать сценарии стали регулярными.

Большой успех к начинающему сценаристу пришел после того, как был показан сериал «Граница. Таежный роман». К слову, этот сценарий Зоя Кудря писала совместно с режиссёром Александром Миттой. Интересно, но сценарий был готов уже через три недели. Они даже и не подозревали, что в дальнейшем картину будет ожидать такой грандиозный успех, а просто работали, что называется, «на кураже». Много позднее, все кто принимал участие в создании фильма, с особой теплотой вспоминали это время. А тогда картина получила много наград, а сценаристу, Зое Кудре была торжественно вручена Государственная премия РФ.

В настоящее время Зоя Кудря самый востребованный сценарист отечественного кинематографа. Если её имя стоит в титрах, то значит, фильм будет по-настоящему интересен и его ждет непременный успех в прокате. Интересно, но Марат Башаров, который сыграл одну из ролей в фильме «Граница. Таежный роман» как-то сказал, что согласен играть в фильме даже не открывая сценария, если узнает, что его написала Зоя Кудря.

Где миф, а где правда сериала «Ликвидация»

Когда сценаристу поступило предложение поработать над сценарием будущего сериала «Ликвидация», у неё был контракт с другим каналом. Разорвать контракт она не могла, поэтому в ответ на предложение сказала, что готова придумать историю, которая ляжет в основу будущего сценария, ну а доработкой займётся другой автор. Поэтому в прямом смысле автором сценария сериала «Ликвидация» Зою Кудрю назвать нельзя. Она соавтор сценария, а непосредственно над сценарием работал Алексей Поярков. Интересно, но интригующий сюжет сериала Зоя Кудря придумала всего за одну ночь

Вот что она потом вспоминала:

«Началось всё с задумки продюсеров: в Одессу приезжает Жуков и истребляет бандитов. Я подумала: Жуков – боевой генерал, не по чину ему ловить жуликов по подвалам. Такому человеку нужно иметь дело с большим злодеянием, а не разыскивать воришек. И тогда я нашла исторический материал о том, что во Львове готовилось в 1946 году восстание против советской власти, а через одесский порт можно было бы доставлять преступникам оружие. А восстание и оружие – это уже масштаб Жукова. И началась… шахматная партия».

Часто создатели фильма говорили, что образ главного героя картины Давида Гоцмана собирательный. Они не ставили целью снять документальное кино, а снимали полномасштабный игровой фильм. Поэтому никаких исторических ассоциаций в фильме искать не стоит. Несмотря на такие заявления, создателей фильма ни раз критиковали за то, что они очень далеко отошли от исторических событий. На что Зоя Кудря говорила, весь сюжет сериала является выдумкой сценаристов. Поэтому авторы не могут нести ответственность за правдивость тех событий и сюжетных линий, которые отражены в фильме.

Главную роль сыграл Владимир Машков. Он настолько убедительно воссоздал образ Давида Гоцмана, что после выхода картины многие бросились в архивы искать реально существующих людей в Одессе того времени. Самой подходящей кандидатурой оказался сотрудник уголовного розыска города Одессы. Человек-легенда по фамилии Давид Курлянд. Зоя Кудря знала об этом человеке, но признавалась, что его и Давида Гоцмана связывает разве что имя и некоторое внешнее сходство.

Скорее всего правы те, кто утверждает, что сюжетная линия сериала выстроена «по мотивам» реальных исторических событий и балансирует на грани между реальностью и мифом. А игровое кино всегда дает создателям право на художественный вымысел. Однажды Зоя Кудря высказалась в том плане, что сценарист не должен полностью копировать повседневную жизнь. Он должен писать об истинных чувствах, доводя их до крайней точки.

С чего начинался «Адмиралъ»

Иногда, работая над сценарием к очередному фильму, возникают трудности в процессе написания. Персонажи «противятся» и весь процесс идёт медленнее, чем хотелось бы. Такая ситуация возникла и тогда, когда Зоя Кудря приступила к работе над сценарием к сериалу «Адмиралъ». Позже она говорила, что первые четыре серии были написаны ею с таким трепетом, как будто она решила возложить цветы к памятнику Колчака. Но «найти общий язык» с главным героем все не получалось, хотя ею было прочитано много литературы и о нем и о том времени.

Однажды ей даже захотелось всё бросить, но она решила действовать по-иному. Вот что впоследствии она вспоминала:

«Я пошла в церковь и поставила ему свечу. Попросила разрешения писать о нем. И случились чудеса. Я вдруг начала спокойно писать. У меня было два контейнера книг, которые я листала, читала и у меня голова уже взрывалась. И вдруг я начала без книг все писать. Я поняла, что он меня благословил, дал эту возможность писать о нем. И я переписала все пять серий. Поэтому очень легко, когда ты начинаешь понимать человека и внедряться в него. Я внедрилась в Колчака… Эта жизнь, которую ты пишешь, реальнее, чем настоящая».

И вдруг оказалось, что придумывая разные сюжетные линии, она ни так и сильно отклонилась от реальных исторических событий:

«Хорошо помню, как в 4 утра закончила писать, «расстреляла Колчака», а потом открыла книги и… я все угадала, все правильно написала! Вот поэтому читать нужно много, но потом – все забыть и писать… Знаете, я поняла закономерность – все отношения человеческие одни и те же. Меняются только обстоятельства во времени».

Вначале работы Колчак ей был даже ненавистен, но в конце сценария, когда образ был окончательно «дорисован» она даже всплакнула, когда пришло время прощаться со своим героем.

Этому правилу, при написании очередного сценария отталкиваться от героя, а не описывать документальные исторические реалии, Зоя Кудря старается следовать всегда.

У неё есть и ещё одно правило, которое она пытается вложить в своих студентов. Надо, чтобы обязательно «в конце туннеля всегда был свет». Она говорит:

«Я никогда не закончу кино плохо. Это для меня святое. Чем хуже и мерзопакостней человек, тем рьянее драматург должен искать в нем божью искру… Впереди обязательно должен быть свет. Без этого и писать не стоит, да и жить невыносимо».

Скорее всего, в этом и состоит главный успех её работ.

Источник

Оцените статью
Она придумала «Ликвидацию» и «Адмиралъ». Почему одни хвалят, а другие критикуют Зою Кудрю
«Слишком велика разница в возрасте. Но мы больше чем дружим»: Григорий Лепс впервые рассказал на ТВ о 18-летней невесте