Валентина Телегина играла простых русских женщин, таких близких и понятных каждому зрителю. Кто не помнит её героиню из фильма «Дом, в котором я живу»? Её матери и бабушки – это воплощение народной мудрости, доброты и той неповторимой душевности, которая делала её героинь поистине родными. И хотя чаще актрисе доставались второплановые роли, она обладала редким даром – даже в небольшом эпизоде создать запоминающийся, яркий образ. Парадоксально, но в жизни Валентины Телегиной, так трогательно воплощавшей материнскую любовь на экране, отношения с собственной дочерью не сложились.
Творческий путь
23 февраля 1915 года в Новочеркасске в семье донского казака появилась на свет девочка, которой суждено было стать известной актрисой – Валентина Телегина. Казачий дух, вольный и непокорный, словно влился в её кровь, определив натуру будущей актрисы: прямолинейную, смелую, с обострённым чувством справедливости.
Уже в школьные годы Валентина проявила тягу к искусству, с увлечением занимаясь в драмкружке. Мудрый педагог, разглядев в ней искру таланта, посоветовал девушке выбрать актерскую профессию. И этот совет оказался пророческим.
Поступление в Ленинградский институт сценического искусства стало для Валентины судьбоносным. Талантливую девушку зачислили сразу на второй курс, а также в институте она встретила человека, который сыграл огромную роль в её жизни – Сергея Герасимова. Он стал для неё учителем, наставником, открывшим дверь в захватывающий мир кинематографа. Именно Герасимов дал ей первую роль, положив начало большой кинокарьере.
Актриса начинала сниматься в небольших, эпизодических ролях. А потом наступил 1941 год, и мирное течение жизни прервалось. В составе концертных бригад Валентина Телегина ездила на фронт, поддерживала боевой дух солдат, даря им минуты радости и надежды.
Но однажды актриса сама оказалась в самом пекле, под вражеским обстрелом. Остров Сааремаа. Ожесточенные бои. Выбраться с осажденного острова казалось невозможным. Среди сотни людей – она единственная женщина. Когда появился шанс на спасение, Валентина, не задумываясь, уступила своё место в самолете тяжело раненному матросу, а сама осталась на острове.
Позже остальных людей, в числе которых была и Валентина, посадили на торпедный катер. Казалось, опасность позади, но судьба готовила новое испытание. В Финском заливе в катер попал снаряд. Валентина очутилась в море, цепляясь за обломки. Время, проведенное в холодное воде, показалось вечностью. Вокруг – страх, отчаяние. Многие не смогли выжить в такой ситуации. Её, чудом уцелевшую, из последних сил борющуюся со стихией, подобрал сторожевой катер.
Вернувшись в Ленинград, Валентина испытала на себе все тяготы блокады. Позже она была эвакуирована в Алма-Ату, где смогла вернуться к любимой профессии, сыграв роль партизанки в кинокартине «Секретарь райкома». Но душа актрисы стремилась на фронт, к тем, кто защищал Родину. И она снова вернулась туда – с актерской бригадой, чтобы нести людям искусство, надежду и веру в победу.
После Победы Валентина с новой силой вернулась к съёмкам. И хотя слава пришла к ней не сразу, каждая, даже самая маленькая роль, была прожита ею с полной самоотдачей. Настоящий прорыв случился в 1957 году, когда 42-летняя Валентина сыграла главную роль в фильме «Дом, в котором я живу». Образ матери троих детей, простой русской женщины, стал для публики воплощением добра, мудрости и душевной теплоты. И это неслучайно: актриса блестяще передавала на экране типажи женщин советской эпохи – заботливых матерей, мудрых бабушек, тружениц.
Но в её творческой копилке были и совсем другие образы. Вспомните её злобную бабку-травницу в фильме «Дело было в Пенькове»! Эта роль, к слову, далась актрисе нелегко: по характеру Валентина была очень добрым человеком, и режиссёр не сразу уговорил её сниматься. Запомнились зрителям и её негативные персонажи в фильмах «Вызываем огонь на себя», «Олеко Дундич», «Сказка о потерянном времени». Она была настоящей актрисой, способной превращаться в самых разных героев.
В её фильмографии – более восьмидесяти работ. «Прощайте, голуби», «Капля в море», «Баллада о солдате», «Журавушка», «Угрюм-река», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника» – в каждой из этих картин она создавала уникальный образ, заставляя зрителей смеяться и плакать, сопереживать её героиням. Валентина Телегина снималась до последних дней своей жизни, отдавая любимому делу всю себя.
Семья актрисы
Личная жизнь Валентины Телегиной, увы, не сложилась. Валентина осталась одна с дочерью Надей, и о том, кто был отцом девочки, история умалчивает. Актриса говорила дочери, что её отец – лётчик, не вернувшийся с военных вылетов. Известно, что в те годы Валентина была влюблена в директора театра Балтфлота Александра Пергамента, с которым переписывалась, но их отношения не сложились, и Александр впоследствии женился на другой женщине.
Постоянные съёмки, гастроли, репетиции отнимали почти всё время. Валентина вынуждена была отдать дочь в круглосуточный детский сад, видясь с ней лишь по выходным. Позже ей приходилось оставлять дочь на попечение соседок.
Девочке катастрофически не хватало материнского внимания, теплоты, ласки. Обида, непонимание, чувство одиночества – всё это стало почвой для конфликтов, ссоры следовали одна за другой. Надежда рано попала под влияние дурной компании. В отсутствие матери в квартире собирались шумные вечеринки. В конце концов, Надя ушла из дома, оставив мать одну со своими переживаниями.
Ещё одной незаживающей раной в сердце актрисы была история с её младшим братом. Попав в плен ещё подростком, он оказался пешкой в чужой игре. Он прошел обучение в разведшколе, а в 1946 году оказался в Западной Германии, где вошел в шпионскую группу и работал на спецслужбы ФРГ, пока его не вычислили.
Как рассказывала дочь актрисы, в 1957 году он объявился в СССР и разыскал Валентину. Встреча, которую актриса ждала долгие годы, оказалась полной горечи. Он вернулся чужим человеком, с иными взглядами, с неприязнью относился к своей родине. Они много беседовали, пытаясь найти общий язык, но пропасть, разделившая их, оказалась слишком глубокой. Разные убеждения, разное понимание жизни стали непреодолимой преградой. Эта встреча, вместо долгожданного воссоединения, принесла Валентине лишь новую боль и разочарование.
Последние годы жизни Валентины Телегиной были омрачены болезнью. Бронхиальная астма и диабет изматывали её, отнимая силы. В это трудное время рядом оказалась дочь Надежда. Несмотря на прошлые обиды и непростые отношения, она вернулась к матери, чтобы окружить её заботой и поддержкой в этот непростой период.
И всё же Валентина Телегина не могла жить без кино. Даже с трудом дыша, она с радостью соглашалась на любые роли. Каждый, даже самый незначительный эпизод был для неё возможностью вернуться к жизни, наполниться энергией творчества. Съёмочная площадка становилась для неё местом, где она снова чувствовала себя нужной, где болезнь отступала на второй план.
В октябре 1979 года Валентины Телегиной не стало. Ей было всего 64.
Спустя годы, в 1996 году, в документальном фильме «Чтобы помнили», посвящённом Валентине Телегиной, её дочь Надежда поделилась воспоминаниями о матери. Она говорила о ней как о сильной и жизнелюбивой женщине, которая не сдавалась перед трудностями, всегда смотрела на мир с оптимизмом и нашла своё счастье в служении искусству.
Надежда продала квартиру матери в Москве и переехала за город вместе с мужем Александром Афанасьевым. У них не было общих детей, Надежда заботилась о дочери мужа от предыдущего брака. Когда мужа не стало, Надежда оказалась в доме престарелых, где вскоре завершила свой земной путь.