Весной 1900 года в кабинет главного балетмейстера Мариуса Петипа принесли список участников вечернего спектакля. Пробежав глазами по фамилиям, мэтр усмехнулся:
— Госпожа Ваганова? Нет уж, простите. Она ужасна! На такое я не пойду.
Тогда он даже представить себе не мог, что эта «некрасивая коротышка» из кордебалета станет спасительницей русского балета, чьё имя будут произносить наравне с его собственным.
Девочка из подвала
26 июня 1879 года в семье Акопа Тимофеевича Ваганова — капельдинера Мариинского театра родилась девочка, которую родители назвали Агриппиной. Грушенька, как её называли близкие, была младшей из трёх сестёр.
Семья ютилась в сыром подвальном помещении. Во время наводнений квартиру часто затапливало. В холодное время года стены покрывались плесенью, и единственной радостью для девочки были редкие походы в театр, где работал отец.
Там, стоя за кулисами, Груша впервые увидела танцовщиц. Это зрелище буквально заворожило её. Лёгкие движения, струящиеся ткани, музыка… Именно тогда, как она вспоминала позже, и родилась её мечта.
Но в реальной жизни мечта столкнулась с суровой реальностью. В девять лет, после долгих уговоров отца, девочка всё-таки поступила в Императорское театральное училище. Однако это было скорее компромиссное решение.
Её взяли не за выдающиеся данные, а за живой темперамент, крепкое здоровье и, возможно, из-за места работы её отца. Учителя встретили её сдержанно: «Грушенька, ты слишком маленькая, полная, ноги короткие. Разве из таких получаются танцовщицы?».
Однако эта «некрасивая» девочка обладала выразительными и невероятными глазами, которые блестели дерзостью и горели желанием доказать, на что она способна.
«Перспективный провал»
В училище жизнь была суровой. Среди воспитанниц царила атмосфера соперничества. Маленькая Груша выделялась на фоне своих одноклассниц. В то время как девочки из богатых семей носили нарядные платья и гордо возвращались домой на каникулы, Агриппина оставалась в интернате одна. Её прозвали «бездомной» — обидное прозвище, которое она пронесла через все годы учёбы.
Эта изоляция сделала её сильнее. Вместо того чтобы оплакивать свою судьбу, Грушенька часами занималась у балетного станка.
Она оттачивала прыжки, доводя их до филигранной точности, разрабатывала стопы и упорно искала свой собственный стиль. За безупречную технику её прозвали «стальной носок».
К окончанию училища её старания были замечены: на выпускных экзаменах она набрала 11 баллов из 12 возможных — невероятное достижение для той, кого считали «перспективным провалом». Она поступила в труппу Мариинского театра. Однако её путь только начинался.
Тридцать третья тень
Работа в кордебалете — судьба многих выпускниц, но для Агриппины это стало настоящим вызовом. Её первая партия — тень в балете «Баядерка». Позже она с иронией вспоминала:
— Я была тридцать третьей тенью. Хотя теней в балете всего тридцать две.
В кордебалете она провела долгие годы. Режиссёры и балетмейстеры, такие как Петипа, не видели в ней ничего особенного. Её «неканоничные» данные — короткие ноги, широкие плечи, большая голова — не соответствовали тогдашним стандартам сцены.
Но её заметила публика. Агриппина привлекала внимание дерзостью и тонким чувством юмора. Во время выступлений она могла подмигнуть офицеру в зале или немного изменить привычные движения. Она искала своё место, пытаясь доказать, что достойна большего.
Королева загула
На сцене её называли «незаметной», но за кулисами Агриппина Ваганова блистала. Среди офицеров-балетоманов, приходивших скорее ради женских ножек, чем ради искусства, она была в центре внимания.
Пусть черты её лица были тяжеловаты, но лукавый блеск серо-зелёных глаз, очаровательная улыбка и дерзкая энергия притягивали взгляды.
После спектаклей Груша обожала проводить время в ресторанах, наслаждаясь цыганским пением и шумными вечеринками. Украшения, подаренные кавалерами, становились частью её сценических костюмов, вызывая зависть коллег. Язвительный ум и слегка шепелявая речь добавляли ей очарования, а поклонников у неё никогда не было недостатка.
Но к 25 годам ей наскучили эти мимолётные увлечения и беспорядочная жизнь. Грушенька всё чаще думала о том, чтобы найти настоящую любовь и наконец почувствовать себя счастливой.
Её время приближалось.
Любовь, которая всё изменила
Говорят, что любовь не выбирает удобного времени и не заботится о чужих ожиданиях.
Именно так случилось и с Агриппиной Вагановой, когда в её жизнь ворвался Андрей Померанцев — человек старой закалки, сдержанный и интеллигентный полковник, совсем не похожий на тех, кого Груша встречала в балетных кругах.
После одного из спектаклей Померанцев отправил за кулисы корзину белых роз, а вскоре появился и сам. В его манерах и уверенности было что-то, что сразу покорило Агриппину. «Вы самая прекрасная», — произнёс он, глядя ей в глаза, и в этих словах она услышала не только восхищение, но и обещание заботы.
Андрей Александрович окружил её вниманием: подарки, квартира, прислуга — он хотел, чтобы она могла полностью сосредоточиться на своей карьере. Ваганова расцвела, превратившись в настоящую светскую даму, вызывая зависть коллег утончённым стилем и изяществом.
Горько-сладкая победа
За этим счастьем скрывалось одно «но»: Андрей был женат, и его супруга вовсе не собиралась отпускать мужа. Она шантажировала его их общим сыном, отказываясь давать развод. Агриппина же принимала ситуацию с достоинством: «Я привыкла к трудностям. Это меня не сломает».
Однажды Груша упала в обморок прямо на репетиции. Когда стало известно, что она беременна, театр загудел от сплетен. Тогда Померанцев сделал решительный шаг — ушёл из семьи, несмотря на разрыв с сыном. Для Груши это была горько-сладкая победа: «Он выбрал меня», — скажет она позже.
Оставив театр, она посвятила себя семье, воспитала сына Александра, а после смерти сестры взяла на себя заботу о её детях.
Но прошлое не отпускало. Однажды маленький Саша спросил: «Мама, а почему ты больше не танцуешь?».
Этот вопрос сына заставил Ваганову вспомнить ту девочку, которая когда-то поклялась стать балериной. Она вернулась в театр, чтобы доказать: её место — на сцене. И её возвращение стало настоящим триумфом.
К сожалению, их счастье длилось недолго. Революция всё перевернула. Померанцев застрелился в 1917 году, не выдержав краха старого мира. Агриппина осталась одна с детьми, но даже в этой ситуации не позволила себе сломаться.
Рождение педагога
После революции балетная жизнь была практически уничтожена. Многие артисты эмигрировали. Но Агриппина осталась. В 1920-х годах её пригласили преподавать в Петроградское балетное училище. Именно тогда она нашла своё истинное призвание.
Ваганова не просто учила технике. Все свои ошибки, совершённые в молодости, она учла, превратив каждую проблему в методику.
Она превращала своих учеников в звёзд. Семёнова, Уланова, Дудинская — имена, ставшие символами русского балета, — все они вышли из класса Вагановой. Её строгий, порой жёсткий подход не терпел слабостей, но давал результат.
В 1934 году Ваганова написала книгу, которая перевернула мир балета — «Основы классического танца». Этот учебник стал настольной книгой для балетмейстеров и танцовщиков всего мира. Именно Ваганова оформила русскую школу балета, объединив лучшие традиции с научным подходом.
Легенда
5 ноября 1951 года Агриппина Ваганова ушла из жизни. Но её имя живёт. Ленинградское хореографическое училище стало «Академией русского балета имени Вагановой».
Сегодня её вклад в искусство признают во всём мире. А если бы природа дала Агриппине всё, кроме силы воли, стала бы она той самой Вагановой?