Откровенный фильм о любви, переломавшей жизни

Драма Игоря Таланкина откровенна не в смысле обнажения тел, это история о внезапном обнажении душ, случившемся не вовремя, некстати, но давно зревшем.

 «Время отдыха с субботы до понедельника» вышел в 1984 году и рассказал о современниках, в которых по-прежнему, пусть тайно и задавлено, слышна война, изменившая их.

События, случившиеся десятки лет назад, не отпускают главных героев, а вслед за ними — и новое поколение, их детей.

Сценарий для фильма написал сам Игорь Таланкин, в качестве основы используя повесть Юрия Нагибина «Терпение». Но

фильм — это не экранизация, это история по мотивам повести,

о чём Таланкин и заявляет в самом начале, называя картину «вариацией на тему».

Главную героиню Анну режиссёр-сценарист писал сразу под Аллу Демидову, актрису, которую снимал во всех своих фильмах.

Собственно, и само открытие Аллы Демидовой как актрисы кино — дело рук Игоря Таланкина, который предложил ей в 1967 году роль легендарной ленинградской поэтессы Ольги Берггольц в ленте «Дневные звёзды».

Именно эта работа принесла Алле Демидовой первую славу и внимание режиссёров. После актриса неизменно появлялась у Таланкина, пусть иной раз и во второстепенных образах. В новой драме

режиссёр приготовил ей объёмную драматическую роль — Анны, которая всю жизнь любит погибшего на войне мужчину, хотя и вышла удачно замуж, стала матерью, сделала успешную научную карьеру и вообще в целом живёт благополучной обеспеченной жизнью. Снаружи семья выглядит счастливой, но внутри всё куда сложнее.

Супруга Анны Алексея сыграл Владислав Стржельчик, тоже хорошо знакомый Игорю Таланкину и уже работавший с ним. Роли детей пары получили молодые актёры Дарья Михайлова (десятиклассница Таня) и Михаил Неганов (студент пятого курса Павел).

Дарья тогда училась в Щукинском училище, но актрисой была уже опытной: она начала сниматься ещё школьницей и к моменту съёмок у неё в фильмографии было уже полтора десятка фильмов.

А вот Михаил Неганов в кино только начал сниматься. Он только что окончил ГИТИС и служил в Театре Советской Армии, в начале восьмидесятых дважды появился на экране в небольших ролях. У Игоря Таланкина Михаил впервые получил большую роль.

Ну и, наконец, в роли Павла, возлюбленного Анны, которого она совершенно случайно встречает на Валааме и которого годами считала погибшим (и в честь которого даже назвала сына), появился Алексей Баталов.

С ним Игорю Таланкину сотрудничать ещё не приходилось, и для режиссёра в этом был определённый интерес. Позже он говорил, что работа с Алексеем Баталовым подарила ему настоящую радость.

По сюжету семья Скворцовых отправляется в круиз к Валааму. Анна и Алексей празднуют 25-летие с момента подачи заявления в ЗАГС, их дети, типичные представители «золотой молодёжи», беззаботно проводят время в баре и на дискотеке.

Но вечер становится для всех испытанием: между супругами начинается размолвка, вспоминаются давние обиды, вскрываются чувства, о которых оба предпочитали долго молчать.

У детей тоже не всё просто: к Тане на танцах липнут мужчины, Павел напивается до бесчувствия, а потом открывает сестре тайну: он, почти выпускник, бросил институт и завербовался на Север.

На следующий день во время стоянки теплохода Анна уговаривает Алексея отправится к монастырю, несмотря на непогоду. Там у них происходит серьёзная ссора, а после Анна и встречает Павла, которого не может забыть с войны, хотя их роман длился всего месяц.

Съёмки фильма прошли там, где побывали по сюжету герои: на Неве, Ладоге и Валааме.

Плывёт семья Скворцовых на теплоходе «Дмитрий Фурманов», но в ряде сцен этот корабль «дублировали» два других судна, «Василий Суриков» и «60 лет Октября».

Отдельно отмечу, что обстановка в каюте Скворцовых-старших меня впечатлила, это вполне комфортабельный номер, сравнимый с номером в очень хорошем отеле.

И ещё обратите внимание на природу, очень красиво и душевно снятую двумя талантливыми операторами, работавшими на площадке: Георгием Рербергом и Павлом Лебешевым.

В финале фильма в семье наступает мир (а, может, лишь перемирие).

В повести Юрия Нагибина финал был трагическим: Анна покончила с собой. На экране мотив суицида тоже есть, но Игорь Таланкин принёс в жертву не Анну, а другого героя (поговаривают, что

замысел Нагибина показался цензорам чересчур мрачным, поэтому режиссёра заставили придумать иное окончание).

Но любовь, которой здесь немало, счастья так никому и не принесла. Анна, любившая «погибшего» Павла, так и не смогла полюбить мужа и детей. Алексей, влюблённую в жену и всю жизнь положивший на то, чтобы всё-таки завоевать её, так и не добился взаимности.

Дети, залюбленные и избалованные отцом, растут самодовольными и самоуверенными нахлебниками, хотя вроде и не совсем безнадёжными и всё же думающими.

Павел, возникший из небытия, задавил в себе чувства к Анне и живёт скорее по инерции и по привычке и теперь, много лет спустя, не хочет ничего менять.

Фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» стал последней самостоятельной работой Игоря Таланкина, следующие три ленты он создал вместе с сыном Дмитрием. И в этих трёх лентах вновь появилась Алла Демидова, дарование которой так ценил режиссёр.

А о чём вам рассказало «Время отдыха с субботы до понедельника»?

Оцените статью
Откровенный фильм о любви, переломавшей жизни
«Она не знала, кто мой отец»: как сын Жана-Клода Ван Дамма женился на девушке из Азербайджана