Папа-король и сынок-принц

Сегодня я предлагаю вам взглянуть на портреты отца и сына. Короля и принца, недолго бывшего королём. Один правил довольно долго и оставил по себе ещё более долгую память, другой — не успел. Однако для начала — лирическое вступление.

Каким должен был быть идеальный мужчина эпохи Возрождения? О-о… Физически крепкий. Выносливый. С прекрасной посадкой в седле. Он ловко владеет оружием. Но не менее ловко владеет и пером. Он способен сочинить музыку и стихи, а потом прочувствованно спеть новую свою песню возлюбленной, так, чтобы глаза её увлажнились.

И нет, цитирование древних авторов и владение языками никак не отменяет того, что у него не один шрам, полученный в поединке. Словом, «человек эпохи Возрождения» — очень разносторонне развитая личность. Нужно быть — в идеале — и умным, и сильным одновременно.

И мужские костюмы той эпохи стремились «мужественность» подчеркнуть. Портреты первой половины XVI века — и английские, и французские, и итальянские — отлично это иллюстрируют. Короткие штаны демонстрировали стройные, крепкие ноги. Области паха была украшена выдающимся (в прямом смысле) гульфикомкоторый сразу говорил о том, что его обладатель — ого-го какой мужчина в ещё одном отношении

А вот верхняя часть тела получалась довольно громоздкой, потому что одежда была призвана расширить плечи и грудную клетку. Косая сажень в плечах, что называется! И английский король Генрих VIII в молодости вполне отвечал представлениям о мужском идеале своего времени, а на портретах его и всегда изображали этаким мощным самцом человечищем.

А что же выстраданный, путём развода с первой женой, казни второй и смерти от родильной горячки третьей жены, единственный законный сын? Эдуард, будущий VI? О, конечно, и он должен был быть таким, как отец! Крепким, сильным, способным держать власть не хуже Генриха. Он просто обязан был быть таким. И отцу, и стране, и себе. И портреты его копируют отцовские, в том числе и позами.

На них он тоже широко расставляет ноги и кладёт руки на пояс. На нём тоже роскошные одеяния той эпохи — куртки-дублеты с длинными басками, подбитые мехами верхние одежды. И всё это из роскошных плотных тканей, с подкладками и набивкой, чтобы сделать тебя более внушительным.

И гульфик, как и отца, торчит вверх — хотя его содержимым воспользоваться юный король так и не успеет. Сейчас принято считать, что Эдуард не был таким болезненным, каким изображали его историки предыдущих поколений, а рос вполне здоровым ребёнком. Вот только будучи подростком, он заболеет уже серьёзнее и скончается вскоре после своего шестнадцатого дня рождения. А так — вполне крепкий мальчик.

Вот только на портретах этих он всё равно совсем мал. Конечно, современники смотрели на них совсем другими глазами…. А сейчас я не могу отделаться от мысли о том, что птенец воробья делает вид, будто он взрослый сыч.

«Я как папа!» — говорят нам эти портреты.

Оцените статью