Павел Кадочников. Совсем не баловень судьбы

Павел Кадочников и не мечтал об актерском поприще, он хорошо рисовал и видел себя живописцем. Мальчик занимался в кружке изобразительных искусств, но вскоре серьезно заболел отец, Павлу пришлось взять на себя заботы о семье.

Он поступил учеником слесаря на завод «Красный путиловец». В свободное время он посещал кружок изобразительного искусства. Рядом с кружком проводил свои занятия режиссер Авдеев.

Однажды для спектакля понадобился исполнитель частушек, Павел неожиданно для всех взялся их исполнить, и спел, и станцевал так заразительно, что Авдеев повел мальчика к приятелю Борису Зону.

Режиссер как раз набирал новый курс для театрального техникума при ленинградском ТЮЗе. В этот театр и поступил Кадочников после окончания техникума в 1935 году.

Он играл в ТЮЗе множество разных ролей — от сказочных героев до зверей. Исполнение роли ужа произвело впечатление на драматурга Евгения Шварца, и тот специально для Кадочникова написал роль сказочника в пьесе «Снежная королева».

К этому времени актер уже успел стать отцом. Однако, с первой женой Татьяной Никитиной отношения не сложились.

На репетиции спектакля «Снегурочка» в 1937 году, в котором Кадочников должен был исполнить роль Леля, артист познакомился с Розалией Котович, она репетировала роль Купавы.

Молодые люди сблизились и вскоре поженились. В театре роли следовали за ролями, Павел Кадочников видел себя только театральным актером.

Однако, на премьере того самого судьбоносного спектакля «Снегурочка» побывал режиссер Юткевич, который предложил Кадочникову, чья игра его впечатлила, роль в своем фильме «Человек с ружьем».

Павел долго раздумывал, первым импульсом было отказаться от роли. Но после некоторых колебаний он предложение принял и сыграл в фильме молодого солдата. Так началась его карьера в кино.

Следующим фильмом стал «Яков Свердлов», где актер исполнил сразу две роли — рабочего паренька Леньку и писателя Максима Горького. Роли утверждала специальная художественная комиссия, которая была против исполнения Кадочниковым роли пролетарского писателя.

Тогда Юткевич попросил актера выйти в другую комнату, где ему сделали грим. Через несколько минут Кадочников снова предстал перед строгой комиссией, которая признала, что артист очень похож на писателя.

Он был утвержден. Кстати, в будущем Павлу пришлось еще раз сыграть роль Горького. В 1940 году актер получил приглашение от режиссера Ивановского сыграть роль молодого композитора в комедии «Антон Иванович сердится».

Съемки этого фильма закончились 21 июня 1941 года. Началась война.

Актер подал заявление в народное ополчение, но ему отказали. Планировалось снять фильм, главную роль в которой предполагалось отдать Кадочникову — «Оборона Царицына».

После съемок в этой двухсерийной картине на актера обратил внимание режиссер Сергей Эйзенштейн. Он предложил ему сняться в роли Владимира Старицкого в фильме «Иван Грозный».

Режиссер предполагал дать актеру еще две роли в третьей части картины, которую увы, ему не суждено было снять.

Но время совместной работы с Эйзенштейном Кадочников вспоминал всегда с теплом, он многому научился у великого мастера, а уж Эйзенштейн явно ему благоволил.

В 1944 году в семье Кадочниковых произошло радостное событие — родился сын Петр. Но Павел не забывал и о младшем сыне Константине, аккуратно выплачивал алименты, старался узнать как можно больше новостей о нем.

К сожалению, его первая супруга не позволяла Кадочникову увидеться с первым сыном долгое время.

Война закончилась, семья вернулась в Ленинград, поселилась в доме на Каменноостровском проспекте. Все свои силы актер стал отдавать кино, так как его родной театр был расформирован.

В 1945-46 годах актер снялся в фильмах «Здравствуй, Москва», «Робинзон Крузо», «Голубые дороги». А в 1947 году за роль разведчика, майора Алексея Федотова в фильме «Подвиг разведчика» Кадочников был удостоен Сталинской премии.

В народ пошли цитаты из фильма «Терпение, мой друг, и ваша щетина превратится в золото» и «Вы болван, Штюбинг».

После выхода на экраны фильма «Подвиг разведчика» во время банкета сам Иосиф Сталин назвал актера настоящим чекистом и спросил, что он может для него сделать.

Павел Кадочников не растерялся и попросил написать эти слова на бумаге. Вскоре он получил письмо на гербовой бумаге, где значилось: «Павлу Петровичу Кадочникову, артисту киностудии «Ленфильм», присваивается почетное звание майора всех родов войск СССР.

Сталин. Ворошилов». Эту «охранную грамоту» актер на протяжении многих лет постоянно носил с собой.

В 1948 году актер встретился на съемочной площадке со своей давней партнершей Людмилой Целиковской в фильме «Повесть о настоящем человеке».

Он сыграл роль Алексея Мересьева, для этой роли актер основательно готовился — ползал по снегу, учился ходить на протезах. Кадочников всегда был очень требователен к себе. За эту роль он также получил Сталинскую премию.

В семье Кадочниковых произошло пополнение — с отцом попросился жить старший сын Константин, которого актер радостно принял.

В 1950 году Павел снялся в фильме «Далеко от Москвы», за что получил свою третью Сталинскую премию.

В 1954 году он появился в небольшой роли инженера Скобелева в фильме «Большая семья» и получил предложение от режиссера Надежды Кошеверовой сыграть роль мотогонщика Алексея Ермолаева в фильме «Укротительница тигров».

В этом фильме блистательно сыграли Сергей Филиппов, Леонид Быков, Татьяна Пельтцер. Говорили, что с исполнительницей главной роли, актрисой Людмилой Касаткиной у актера возникли некоторые романтические отношения.

Кстати, так говорили и о другой его партнерше, Людмиле Целиковской. Как бы то ни было, и Касаткина, и Кадочников были несвободны, поэтому никакого романа не получилось.

В 1958 году Надежда Кошеверова решила повторить свой успех и пригласила Касаткину и Кадочникова сыграть пару в фильме «Медовый месяц». Фильм получился очень хорошим, но такого триумфа, как «Укротительница тигров» он все же не имел.

До 1960 года актер продолжил сниматься, но роли были не очень яркими и не запомнились.

В принципе, роль журналиста Гомера Джонса в фильме «Русский сувенир» прославленного режиссера Григория Александрова должна была принести актеру успех… если бы сам фильм был успешным.

Но увы! Несмотря на то, что главную роль исполнила Любовь Орлова, фильм провалился.

В 1965 году актер попробовал свои силы в качестве режиссера и снял фильм «Музыканты одного полка», в этом фильме он сыграл вместе со старшим сыном, Константином, который также стал актером.

С ним же он сыграл еще в одном своем фильме «Я тебя никогда не забуду» ( но это будет в 1983 году). Младший сын, Петр, также посвятил себя актерскому мастерству.

Каждый год, а то и несколько раз в год актер получал интересные предложения — он сыграл в «Неоконченной пьесе для механического пианино», «Сибириаде», «Сильве», «Несколько дней из жизни И.И, Обломова», «Благочествой Марте», «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Идеальном муже».

В седовласом мужчине с пышными усами уже было не узнать того экранного красавца, от которого сходили с ума поклонницы в сороковых-пятидесятых годах…

Павел Кадочников гордился своими сыновьями, а на свет появилась еще и внучка, которая росла и радовала дедушку и бабушку.. Однако, в 1981 году погибает младший сын Петр.

Он успел сняться в фильме «Сильва» вместе в отцом, а вот озвучивать его стал уже другой актер. Кадочникову было очень тяжело браться за озвучание своей роли, ведь этот фильм по сути был последним фильмом его сына.

Впоследствии актер вообще ничего не желал слышать об этом фильме.

Новая беда постучалась в 1985 году, когда от инфаркта скоропостижно от умер старший сын Константин. Это был сильный удар, после которого актер долго не мог оправиться. Его держала на свете сила духа, любовь жены Розалии и поддержка внучки Наталии.

А еще невероятная идея — снять фильм об основателе оркестра народных инструментов Василии Андрееве. Кадочников занимался этой темой очень давно, накопил интересные материалы. И в 1985 году появляется фильм «Серебрянные струны».

У Павла был помощник по имени Георгий Смирнов, которому он диктовал сценарий, а также посвящал в детали предстоящих съемок.

Помощник же, в свою очередь, тщательно собирал все наброски и рукописи, а после выхода фильма неожиданно обвинил Народного артиста СССР в краже идеи.

Этого Кадочников пережить уже не смог. Он собирался снять следующий фильм, но сердце не выдержало. В 1988 году актер скончался.

Примечательно, что Смирнов продолжил после смерти актера судиться с его вдовой…

Оцените статью